Тенденции и факторы эффективности подготовки аспирантов российских вузов в условиях реформирования высшего образования

Тенденции и факторы эффективности подготовки аспирантов российских вузов в условиях реформирования высшего образования


Шафранов-Куцев Г. Ф.

доктор философских наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, научный руководитель, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. g.f.kucev@utmn.ru

Ефимова Г. З.

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия g.z.efimova@utmn.ru

Булашева А. А.

Аспирант кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия bulasheva.91@mail.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З., Булашева А. А. Тенденции и факторы эффективности подготовки аспирантов российских вузов в условиях реформирования высшего образования // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 135-144.
DOI 10.7868/S013216251709015X



Аннотация

В статье анализируется эффективность научно-образовательной подготовки аспирантов. Представлены результаты социологического исследования, направленного на изучение мотивов выбора научной карьеры, оценку участия аспирантов в проведении научных исследований и опытно-конструкторских разработок, публикационной активности. Определены основные факторы успешной научно-исследовательской работы и тенденции развития аспирантуры. Изучены преимущества/недостатки и общий уровень образовательной программы аспирантуры. Уделено внимание личности научного руководителя и его влиянию на процесс подготовки аспирантом диссертации. Предложены рекомендации по повышению эффективности обучения в аспирантуре.


Ключевые слова
образование; аспирант; молодой учёный; научный руководитель; эффективность аспирантуры


Список литературы

Балабанов С.С., Бедный Б.И., Миронос А. А. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 70–78.

Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л. А. Аспирантура как третий уровень высшего образования // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2014. № 3–4. С. 22–24.

Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 4(200). С. 33–41.

Рощин С. Реформа аспирантуры: первые шаги // Окна академического роста. Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. 2013. № 8(65). С. 2–4.

Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г. З. Исследовательский потенциал и социальное самочувствие аспирантов в условиях кризиса российской аспирантуры // Социологические исследования. 2013. № 12. С. 100–108.

Dietz A.J., Jansen J.D., Wadee A. A. Effective PhD Supervision and Mentorship: A workbook based on experiences from South Africa and the Netherlands. Rozenberg Publishers (Amsterdam) – UNISA Press (Pretoria) Rozenberg Publishers (Amsterdam) – UNISA Press (Pretoria). 2006. P. 133.

Elishiba N. K. Challenges in Quality Control for Postgraduate Supervision. International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE). Vol. 1. Issue 9. September 2014. P. 3–70.

Karakose T., Yirci R., Uygun H., Ozdemir T. Y. Post-Graduate Students’ Perceptions Regarding Effectiveness of Mentoring Relationship at Universities. Revista de cercetare si interventie sociala. 2016. Vol. 52. P. 252–264.

Kimani E. N. Challenges in Quality Control for Postgraduate Supervision // International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE). Vol. 1. Issue 9. September 2014. P. 63–70.

Содержание номера № 9, 2017