Рынок социологических и маркетинговых исследований в России
состояние, динамика, прогноз


Дулина Н. В.

Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «История, культура и социология» Волгоградского государственного технического университета, Волгоград, Россия dulina@vstu.ru

Звоновский В. Б.

Доктор социологических наук, президент Фонда социальных исследований, заведующий кафедрой социологии и психологии Самарского государственного экономического университета, Самара, Россия zvb@fond.sama.ru)

Токарев В. В.

Кандидат технических наук, доцент, генеральный директор Центра социологических и маркетинговых исследований «Аналитик», Волгоград, Россия vasily-tokarev@yandex.ru

DOI: 10.7868/S0132162517120121
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Дулина Н. В., Звоновский В. Б., Токарев В. В. Рынок социологических и маркетинговых исследований в России: состояние, динамика, прогноз // Социологические исследования. 2017. № 12. С. 110-123.
DOI: 10.7868/S0132162517120121



Аннотация

Социологические и маркетинговые исследования в России сегодня полностью институционализировались, у различных их акторов сложились собственные статусы и роли, они имеют определенную структуру и функции. В статье анализируется современное состояние исследований в России. Предоставлены их структура, динамика в целом и в отдельных группах, проведен анализ состояния в последние годы и дан прогноз развития, определено место российского рынка исследований в мировом разделении труда. Выявлено, что объем рынка в денежном выражении невелик, включает в себя как крупные компании, сосредоточенные в больших городах, так и небольшие, в том числе в регионах. Россия занимает 17 место в мире и 8 место в Европе по объему исследований MR&PO. На мировом и на национальном уровне выделены три пары разнонаправленных процессов: доминирование ценового фактора при выборе подрядчиков на проведение исследований и одновременно рост запроса со стороны клиента на технически и административно сложные проекты и консалтинг; концентрация рынка и успех небольших компаний в борьбе за крупных клиентов; развитие технологических решений, с одной стороны, ослабление позитивистской парадигмы и повышение роли качественных исследований – с другой.


Ключевые слова
социологические исследования; маркетинговые исследования; прикладные исследования; методы социологических исследований; профессиональные сообщества социологов; инновации; прогноз

Список литературы

Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. Самара: Универс-групп, 2004.

Дулина Н.В. Рейтинг региональных исследовательских компаний: основные результаты // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 2 (7). С. 64–73.

Задорин И. Семь основных организационных трендов российского исследовательского рынка. URL: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-sotsiologii-professionalnoe-soobshchestvo/7_trendov/ (дата обращения: 10.03.2017).

Звоновский В.Б. Основные результаты исследования «Рейтинг исследовательских компаний» // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. № 2. С. 11–20.

Звоновский В.Б. Основные результаты исследования «Рейтинг исследовательских компаний» // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2006. № 3. С. 25–38.

Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: Изд-во МИК, 2016.

Отчет AAPOR о неслучайных выборках. М.: Изд-во Фонда «Общественное мнение», 2016.

Средний класс в современной России. Опыт многолетних исследований / Под ред. Горшкова М.К., Тихоновой Н.Е. М.: Весь Мир, 2016.

Токарев В.В., Дулина Н.В. Рынок социологических услуг в современной России: исторические предпосылки возникновения // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. № 16 (119). Волгоград: Волг ГТУ, 2013. С. 49–52.

Токарев В.В., Дулина Н.В. Региональные рынки социологических и маркетинговых исследований: методика исследования, оценка состояния и тенденции развития // PRIMO ASPECTU. Т. 16. № 5 (132). Волгоград: Волгоград. госуд. технич. ун-т, 2014. C. 9–33.


Содержание номера № 12, 2017