Психосемантика мягкой силы в геополитике


Петренко В. Ф.

Член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии общения и психосемантики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва. victor-petrenko@mail.ru

Митина О. В.

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лабораторией психологии общения и психосемантики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва. omitina@inbox.ru

Гладких Н. Ю.

Кандидат психологических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета, Россия, Москва. n.gladkih@gmail.com

DOI: 10.7868/S0132162518010051
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Петренко В. Ф., Митина О. В., Гладких Н. Ю. Психосемантика мягкой силы в геополитике // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 40-51.
DOI: 10.7868/S0132162518010051


Аннотация

Психосемантический подход наиболее востребован при исследовании коллективных представлений, позволяя выявлять глубинные установки и стереотипы, которые слабо отрефлексированы или скрываются по причине социальной нежелательности, а потому с трудом поддаются диагностике. Отношение к другим странам – такой пример. В статье рассматриваются образы ряда стран, значимых в сознании студенческой аудитории Южной Кореи. Для получения эмпирических данных использовалась авторская психосемантическая методика “Образ страны”. Исследование включало анализ и интерпретацию ответов по первичным вопросам опросника, проверку существования семантических категорий оценки образа страны, определение усредненных показателей образов страны по этим категориям, построение интегрального рейтинга положительного отношения к странам. Для анализа данных использовались методы многомерной статистики: метод главных компонент и дискриминантный анализ.


Ключевые слова
политическая психология; «мягкая сила»; психосемантика; имидж страны; категории восприятия образа страны; методы многомерной статистики; Республика Корея

Список литературы

Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М.: Политиздат, 1988.

Бондарева Л.В. Динамика политического имиджа России в качественной прессе США. Дисс. … канд. полит.н. М.: МГУ, 2007.

Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19). С. 29–45.

Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М.: Мысль, 1996.

Задорожный В.Н. Влияние политического имиджа государства на экономический рост // Элитариум – Центр дистанционного образования. URL: www.elitarium.ru. (дата обращения: 7.07.2017).

Колосов В.А. Российская геополитика: традиционные концепты и современные вызовы // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 86–94.

Лебедева Н.М. Роль культурной дистанции в формировании новых идентичностей на постсоветском пространстве // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Ред. В.А. Тишков, М. Олкотт, А.М. Малашенко. М.: Московский центр Карнеги, 1997. С. 65–67.

Леонтьев Д.А. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг // Реклама и жизнь. 2000. № 1 (13). С. 19–22.

Магарил С.А. Почему либеральные идеи не увлекают общественное сознание? // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. IV Сперанские чтения. Сборник статей. М.: Изд-во РГГУ, 2017. С. 185–194.

Митина О.В. Математические методы в психосемантике // Когнитивные исследования / Отв. ред. В.Д. Соловьев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. C. 69–93.

Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М.: МГУ, 1997.

Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: ЭКСМО, 2013.

Митина О.В., Петренко В.Ф. Имидж государства. Психосемантический анализ: реконструкция и измерения // Информационные войны. 2008. № 4. C. 9–17.

Петренко В., Митина О.В. и др. Образ России глазами россиян и иностранцев. М.: Издательство МГУ, 2009.

Петренко В.Ф., Гладких Н.Ю., Митина О.В. Психосемантические исследования восприятия политических деятелей гражданами Южной Кореи // Историческая психология и социология истории. 2016. № 2. C. 85–105.

Назаретян А.П. Нелинейное будущее. М.: Издательство МБА, 2013.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект-пресс, 2007.

Тишков В.А. Этнология и политика. М.: Наука, 2001.

Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Шестопал Е.Б. Образы государств, наций и лидеров. М.: Аспект Пресс, 2008.

Шишков Ю.В. Россия между ближним и дальним зарубежьем (вопросы внешнеэкономической стратегии) // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 36–48.

Avraham E., Ketter E. Media Strategies for Marketing Places in Crisis: Improving the Image of Cities, Countries and Tourist Destinations. Amsterdam: Butterworth-Heinemann, 2008.

Brijs K., Bloemer J., Kasper H. Country-image discourse model: Unraveling meaning, structure, and function of country images // Journal of Business Research. 2011. № 64 (12). P. 1259–1269.

Buhman A. Measuring Country Image. Theory, Method, and Effects. Springer Fachmedien Wiesbaden, 2016.

Child I., Doob L. Factors determining national stereotypes // The Journal of Social Psychology. 1943. Vol. 17. № 2. P. 203–219.

Chun R. Innovation and Reputation: An Ethical Character Perspective // Creativity and Innovation Management. 2006. Vol. 15. № 1. P. 63–73.

Dai X., Chen G. The Construction of National Image in the Media and the Management of Intercultural Conflicts. // The Handbook of Media and Mass Communication Theory.

Fortner R., Fackler P. (eds) John Wiley & Sons, Inc. 2014. P. 708–725.

Gertner R. Similarities and differences of the effect of country images on tourist and study destinations // Journal of Travel & Tourism Marketing. 2010. Vol. 27. № 4. P. 383–395.

Katz D., Braly K. Racial stereotypes of one hundred college students // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1933. Vol. 28. № 3. P. 280–290.

Klingberg F. Studies in measurement of the relations among sovereign states // Psychometrika. 1941. Vol. 6. № 6. P. 335–352.

Kunczik M. Globalization: News media, images of nations and the flow of international capital with special reference to the role of rating agencies // Journal of International Communication. 2002. Vol. 8. № 1. P. 39–79.

Kusunoti K. Mental characteristics of the Japanese as seen by Japanese and American students // Japanese Journal of Applied Psychology. 1936. № 4. P. 232–237.

Moscovisi S. Social Representations: Explorations in Social Psychology. Polity Press, 2000.

Papadopoulos N. Place branding: Evolution, meaning and implications // Place Branding. 2004. № 1. P. 36–49.

Petrenko V.F., Mitina O.V., Bertnikov K.A. Russian citizens representations of the country position in the geopolitical space of the commonwealth of independent states, Europe, and the world. European Psychologist. 2003. Vol. 8. № 4. P. 238–251.

Roth K., Diamantopoulos A. Advancing the country image construct // Journal of Business Research. 2009. Vol. 62. No. 7: 726–740.

Triandis H. Culture and social behavior. New York: McGraw-Hill, 1994.

Werron T. On public forms of competition // Cultural Studies. Critical Methodologies. 2014. Vol. 14. № 1. P. 62–76.


Содержание номера № 1, 2018