Новые исследовательские ориентации в социологии детства


Филипова А. Г.

Доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социальных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия alexgen77@list.ru

Ракитина Н. Э.

Ведущий инженер, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия rakitina.nat@gmail.com

Купряшкина Е. А.

Аспирант кафедры социальных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия zhenya.gorelowa@yandex.ru

DOI: 10.7868/S0132162518030091
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Филипова А. Г., Ракитина Н. Э., Купряшкина Е. А. Новые исследовательские ориентации в социологии детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 86-93.
DOI: 10.7868/S0132162518030091


Аннотация

В статье представлен обзор зарубежных и российских исследований географического направления в социологии детства. Существенное влияние на ее становление оказали идеи о множественности детских миров, позиции детей-акторов и др. Эмпирической основой для выявления исследовательских ориентиров, формирования смыслового поля и сопоставления методик социогеографического направления изучения детства послужили материалы международного научного журнала «Children’s Geographies», издающегося с 2003 г., а также монографии и статьи из других журналов. Выделены пять основных направлений – детские игры и их места, дети и улица, детские мобильности, городская доброжелательность к детям, детство и пространство на макросоциальном уровне. Социогеографические представления детства наряду с исследовательским поиском выполняют задачу преодоления разрывов между миром детей и миром взрослых. В российской социологической практике детство пока исследуется на локальном уровне. В этом плане зарубежные исследования могут дать методологические и методические ориентиры отечественным ученым, предоставить эмпирический материал для сравнительных исследований.


Ключевые слова
«новая» социология детства; географии детства; социогеографическое направление исследований

Список литературы

Бесчасная А.А. Паттерны урбанистического детства как отражение многообразия повседневности городских детей // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 26– 29. [Beschasnaja A.A. (2016) Patterns of urban childhood as a reflection of the diversity of the daily routine of urban children. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy]. No. 1: 26–29. (In Russ.)]

Майорова-Щеглова С.Н. Социализирующее пространство города: методика социального картографирования // Педагогическая диагностика. 2013. № 1. С. 61–75. [Majorova-Shheglova S.N. (2013) The socializing space of the city: the methodology of social mapping. Pedagogicheskaja diagnostika. [Pedagogical diagnostics]. No. 1: 61–75. (In Russ.)]

Ракитина Н.Э. Городские ресурсы и риски: детский взгляд (на примере городов российского Дальнего Востока) // Теория и практика общественного развития. 2017. № 4. С. 32–35. [Rakitina N. Je. (2017) Urban resources and risks: a child’s view (on the example of the city of the Far East). Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. [Theory and practice of social development]. No. 4: 32–35. (In Russ.)]

Сибирева М.Ю. Ранняя социализация в городской среде // Автореферат дис. кандидата социологических наук. Санкт-Петербург, 2011. [Sibireva M. Ju. (2011) Early socialization in the urban environment. Avtoreferat dis. kandidata sociologicheskih nauk. Sankt-Peterburg. [Abstract of the dis. Candidate of sociological sciences. St. Petersburg]. (In Russ.)]

Филипова А.Г. Социальное пространство детства: принципы маркирования территорий // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 1. С. 79–94. [Filipova A.G. (2012) Social space of childhood: principles of marking territories. Zhurnal issledovanij social’noj politiki. [Journal of Social Policy Studies]. No. 1: 79–94. (In Russ.)]

Adamc J., Hillman M., Whitelegg J. (1990) One False Move: a Study of Children’s Independent Mobility. London: Policy Studies Institute.

Alarasi H., Martinez J., Amer S. (2016) Children’s perception of their city centre: a qualitative GIS methodological investigation in a Dutch city. Children’s Geographies. No. 14: 437–452.

Benwell M. (2013) Rethinking conceptualizations of adult-imposed restriction and children’s experiences of autonomy in outdoor space. Children’s geographies. No. 1: 28–43.

Burns A., Homel R. (1985) Through a child’s eyes: quality of Neighbourgood and Quality of life. In: Living in cities: Urbanism and Society in Metropolitan Australia. I. Burnley and J. Forrest, (eds). Sydney: Allen & Unwin: 103–115.

Chatterjee S. (2005) Children’s friendship with Place: A Conceptual Inquiry. Children, Youth and Environments. No. 15: 15–16.

Chawla L. (1997) Growing up in Cities: a report on research under way. Environment and Urbanization. No. 2: 247–251.

Chawla L., Malone K. (2003) Neighbourhood Quality in Children’s eyes. Children in the city. Home, neighbourhood and community. London.

Driskell D. (1998) Creating better cities with children and youth. UNESKO, Paris.

Francis M., Lorenzo R. (2002) Seven realms of children’s participation. Journal of Environmental psychology. No. 22: 157–169.

Gullо /v E., Olwig K.F. (2003) Children’s places. Cross-cultural perspectives. London: Routledge: 1–19.

Hall G.S. (1897) The Story of a Sand-Pile. New York, Chicago, E.L. Kellogg & co.

Holloway S., Valentine G. (1999) Cyberkids: Children’s Social Networks. In: Virtual Communities’ and Online Spaces. Children 5–16. Research Briefing: 1–4.

Holloway S., Valentine G. (2000) Spatiality and the new social studies of childhood. Sociology. No. 34: 763–783.

Holloway S., Valentine G. (2009) Playing, Living, Learning. Children’s geographies.

Horelli L. (1998) Creating child-friendly environments: Case study on children’s participation in three European countries. Childhood. No. 5: 230–242.

James S. (1990) Is There a ‘Place’ for Children in Geography? Area. No. 22: 278–283.

Kjо /rholt A.T. (2003) «Creating a Place to Belong»: Girls’ and Boys’ Hut-building as a Site for Understanding Discourses on Childhood and Generational Relations in a Norwegian Community. Children’s Geographies. No. 1: 261–279.

Kytta M. (2004) The extent of children’s independent mobility and the number of actualized affordances as criteria for child-friendly environments. Journal of Environmental Psychology. No. 24: 179–198.

Limb M., Matthews H., Taylor M. (2005) The “Street” as Third space. Childhood. Critical concepts in sociology. New York: 253–269.

Lorenzo R., Francis M. (2002) Seven realms of children’s participation. Journal of Environmental psychology. No. 22: 157–169.

Lynch K. (1977) Growing up in cities. MIT Press, Cambridge, Mass.

Matthews H. (2003) The street as a liminal space: the barbed spaces of childhood. Children in the city: 101–117.

Munthali K., Hampshire E., Porter A. (2011) Mobility, surveillance and control of children and young people in the everyday: perspectives from sub-Saharan Africa. Surveillance and society. No. 9: 114–131.

O’Keeffe B., O’Beirne A. (2014) Children’s Independent Mobility on the Island of Ireland Mary Immaculate College. Limerick.

Opie I., Opie P. (1969) Children’s games in street and playground. Oxford: University Press.

Rasmussen K., Smidt S. (2003) Children in the city. Home, neighbourhood and community. London and New York.

Satta C. (2010) Simply child’s play? Reconfiguring child-adult relations in a leisure place for children. Enfance & Cultures. Paris. [en ligne] URL: http://www.enfanceetcultures. culture.gouv.fr/actes/satta. pdf.

Schoeppe S., Tranter P., Duncan M.J., Curtis C., Carver A., Malone K. (2016) Australian children’s independent mobility levels: secondary analyses of cross-sectional data between 1991 and 2012. Children’s Geographies. No. 14: 408–421.

Shaw B., Watson B., Frauendienst B., Redecker A., Jones T., Hillma M. (2013) Children’s independent mobility: a comparative study in England and Germany (1971–2010). Policy Studies Institute, London.

Skelton T. (2009) Children’s geographies. Geographies of Children: Play, Work, Mobilities and Migration. Geography Compass. No. 3/4: 1430–1448.

Tremblay M., Gray C., Akinroye K., Harrington D., Katzmarzyk P., Lambert E., Liukkonen J., Maddison R., Ocansey R., Onywera V., Prista A., Reilly J., Marti ’nez R., Sarmiento Duenas O., Standage M., Tomkinson G. (2014) Physical Activity of Children: A Global Matrix of Grades Comparing 15 Countries. Journal of Physical Activity and Health. No. 11: 113–125.

Valentine G. (2004) Public space and the culture of childhood, Hants, Ashgate. Childhood. No. 11: 156–173.

Ward C. (1978) The child in the city. New York.

Zeiher H. (2003) Shaping daily life in urban environment. Children in the city. Home, neighbourhood and community. London and New York: 66–81.


Содержание номера № 3, 2018