Образование в России: общественное благо или коммерческая услуга?

Образование в России:
общественное благо или коммерческая услуга?


Яковлева Н. Г.

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института Экономики РАН; ведущий научный сотрудник философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия tetn@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Яковлева Н. Г. Образование в России: общественное благо или коммерческая услуга? // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 149-153.
DOI 10.7868/S0132162518030182



Аннотация

Рассматривается проблема соотношения общественного и частного секторов креатосферы на примере сферы образования. Показано, что в обществе, основанном на приоритетном развитии творческого потенциала человека, образование играет роль ключевого фактора прогресса, а не просто одной из отраслей, производящих услуги в рамках рыночной экономики. В современных российских условиях образование превращается в рыночную услугу, коммерциализация, бюрократизация и менеджеризация становятся доминирующими тенденциями в его функционировании. Следствие этого – трансформация социальной роли образования. Из сферы, содействующей снижению социального неравенства через формирование социальных лифтов в обществе, образование превращается в инструмент его интенсификации. Все это усиливается социальным расслоением в педагогической среде, где возникает не только существенный разрыв в доходах, но и складывается жесткое деление на «хозяев» образовательного процесса и основную массу педагогов, которые превращаются в служащих по найму (причем краткосрочному). Все это деформирует изначальную природу образования как открытого для каждого процесса создания общественных благ.


Ключевые слова
общественное благо; креатосфера; образование; социальный прогресс; образовательная услуга


Список литературы

Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социологические исследования. 2017а. № 7. С. 43–53.

Бузгалин А.В. Креативная экономика: почему и как может быть ограничена частная интеллектуальная собственность // Социологические исследования. 2017б. № 8. С. 20–31.

Индикаторы образования: 2017: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л М. Гохберг, И.Ю. Забатурина и др.; Нац. исслед. ун­т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017.

Негосударственная высшая школа России: становление, состояние, перспективы развития / Под общ. ред. В.А. Зернова. М.: Университетская книга, 2009.

Образование в цифрах: 2016: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Г.Г. Ковалева и др. Нац. исслед. ун­т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016.

Смолин О.Н. Образование – фундамент культуры // Свободная мысль. 2012. № 1/2. С. 7–23.

Яковлева Н.Г. Коммерциализация, бюрократизация, менеджериализация образования постсоветской России: политэкономический взгляд // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 3. С. 121–130.

Яковлева Н.Г. Образование как драйвер социально­экономического развития // Экономическое возрождение России. 2016. № 4. С. 105–118.

Содержание номера № 3, 2018