Математическое моделирование социального партнерства
методология междисциплинарного исследования (на примере системы дополнительного профессионального образования)


Нор-Аревян О. А.

Кандидат социологических наук, доцент, кафедра экономической социологии и регионального управления. Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия. noroks@yandex.ru

Тарасенко Л. В.

Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой региональной социологии и моделирования социальных процессов. Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия. tis_monti@mail.ru

Угольницкий Г. А.

Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и программирования. Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия. ougoln@mail.ru

DOI: 10.7868/S0132162518040025
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Нор-Аревян О. А., Тарасенко Л. В., Угольницкий Г. А. Математическое моделирование социального партнерства: методология междисциплинарного исследования (на примере системы дополнительного профессионального образования) // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 15-24.
DOI: 10.7868/S0132162518040025


Аннотация

В статье описывается междисциплинарная методология исследования социального партнерства на примере дополнительного профессионального образования. Использование математического аппарата дифференциальных игр позволяет провести количественный сравнительный анализ эффективности различных способов организации социального партнерства (изоляция, иерархия, кооперация), учесть необходимость согласования частных и общественных интересов. Обсуждаются методика идентификации математических моделей с использованием данных социологических опросов и сценарный подход к решению дифференциальных игр на базе компьютерной имитации.


Ключевые слова
социальное партнерство; социальные институты; профессиональное образование; дифференциальные игры; социальное моделирование; методика идентификации

Список литературы

Авербух Р.Н. Интеграция учебных заведений различных типов и уровней как основа создания научно-образовательных комплексов: теоретико-методологический аспект. СПб.: Изд-во ИСЭПН РАН, 1998.

Бабкина Л.Ф. Проблемы социального партнерства // Политическая демократия в историческом опыте России: Сб. ст. Челябинск, 1993. С. 93–98.

Бурляева В.А. Развитие системы социального партнерства в России: социально-исторический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 2. С. 57–64.

Галенко В.П. Становление и развитие предпринимательства в дополнительном профессиональном образовании. СПб., 1998.

Горелик В.А., Горелов М.А., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М.: Радио и связь, 1991.

Гуслякова Л.Г., Мишин А.К., Ткаченко В.В. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы / М-во образования РФ и др. Барнаул, 2003.

Дружинин Л.Г., Угольницкий Г.А. Устойчивое развитие территориальных социально-экономических систем: теория и практика моделирования. М.: Вузовская книга, 2013.

Дьяченко В.К., Тарасенко Л.В., Угольницкий Г.А. Имитационное моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования // Управление большими системами. Вып. 46. М.: ИПУ РАН, 2013. С. 179–196.

Дятлов С.А. Инвестиции в человеческий капитал: критерии эффективности // Известия СПбУЭФ. 1996. № 4. С. 32–51.

Зенкевич Н.А., Петросян Л.А., Янг Д.В.К. Динамические игры и их приложения в менеджменте. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2009.

Кельтон Д.Б., Лоу А.М. Имитационное моделирование. СПб.: Питер, 2004.

Корсунов А.В., Литвинова Н.П., Сафина 3.Н. Социальное партнерство в образовании взрослых. Великий Новгород: ТИСБИ, 2002.

Манец Т.В. Социальное партнерство в системе профессионального образования как институциональное соглашение. Дисс. на соиск. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2009.

Подвербных O.E. О структуре социального партнерства // Профессиональное образование. 2004. № 8. С. 30–31.

Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни. М.; СПб.: Югорск, 2003. С. 36–42.

Рогов М.Г. Социально-психологические проблемы мотивации учения в системе непрерывного профессионального образования // Социально-психологические проблемы образования: ценностно-мотивационный аспект: сб. ст. Казань, 1999. С. 4–16.

Смирнов И.П. Формирование механизма социального партнерства // Профессиональное образование. 2003. № 2. С. 30–31.

Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К. Имитационное моделирование борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 37. С. 126–150.

Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А. Специфика профессиональной социализации современного российского студенчества (на примере вузов Ростовской области). Азов: ООО «АзовПечать», 2013.

Тарасенко Л.В., Угольницкий Г.А. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования: методология исследования // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2473 (дата обращения: 23.09.2017).

Угольницкий Г.А., Усов А.Б. Равновесия в моделях иерархически организованных динамических систем с учетом требований устойчивого развития // Автоматика и телемеханика. 2014. № 6. С. 86–102.

Algorithmic Game Theory / Ed. by N. Nisan, T. Roughgarden, E. Tardos, V. Vazirani. Cambridge University Press, 2007.

Anderson Arnold C. The Modernization of Education // Modernization: The Dynamics of Growth. New York; London: Basic Books Inc., 1966.

Benchekroun H., Long N.V. The build up of cooperative behavior among non-cooperative selfish agents // Journal of Economic Behavior and Organization. 2008. No. 67(1). P. 293–252.

Brams S. Game Theory and Humanities: Bridging Two Worlds. MIT Press, 2012.

Diaconu M., Pandelica A. The partnership relationship between economic, academic and business environment, component of modern university marketing orientation // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 62. P. 722–727.

Dockner E., Jorgensen S., Long N.V., Sorger G. Differential Games in Economics and Management Science. Cambridge University Press, 2000.

Dyachenko V.K., Ougolnitsky G.A., Tarasenko L.V. Computer Simulation of Social Partnership in the System of Continuing Professional Education // Advances in Systems Science and Applications. 2014. No. 14(4). P. 378–387.

Dyachenko V.K., Ougolnitsky G.A., Tarasenko L.V. Computer Investigation of a Game Theoretic Model of Social Partnership in the System of Continuing Professional Education // Advances in Systems Science and Applications. 2015. No. 15(4). P. 320–328.

Fandel G., Giese A., Mohn B. Measuring synergy effects of a Public Social Private Partnership (PSPP) project // International Journal of Production Economics. 2012. No. 140. P. 815–824.

Keith N. Engaging in Social Partnerships: A Professional Guide for Successful Collaboration in Higher Education. Routledge, 2011.

Long N.V. A Survey of Dynamic Games in Economics. World Scientific, 2010.

Siegel D. Organizing for Social Partnerships: Higher Education in Cross-Sector Collaboration. Routledge, 2010.

Talman D., Yang Z. A model of partnership formation // Journal of Mathematical Economics, 2011. Vol. 47. P. 206–212.

Tarasenko L.V., Ougolnitsky G.A., Usov A.B. et al. Concordance of Interests in Dynamic Models of Social Partnership in the System of Continuing Professional Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11(18). P. 13055–13068.

Wilson E.J., Bunn M.D., Savage G.T. Anatomy of a social partnership: A stakeholder perspective // Industrial Marketing Management. 2010. Vol. 39. P. 76–90.

Zaharatul A.A.Z., Abd Shukor H., Ghazari A.A. Smart tri-partite partnership: polytechnic – industry – student // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 31. P. 517–521.


Содержание номера № 4, 2018