Роль семьи в формировании гражданской идентичности детей мигрантов


Безрукова О. Н.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии политических и социальных процессов Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия o.bezrukova@spbu.ru

Поссель Ю. А.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия. alfred1964@mail.ru

Самойлова В. А.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета Санкт-Петербург, Россия v.samojlova@spbu.ru

DOI: 10.7868/S0132162518040050
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Безрукова О. Н., Поссель Ю. А., Самойлова В. А. Роль семьи в формировании гражданской идентичности детей мигрантов // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 43-53.
DOI: 10.7868/S0132162518040050


Аннотация

На материалах исследований 2016–2017 гг. рассматривается роль семьи в формировании гражданской и этнической идентичности подростков в моноэтнических и межэтнических семьях мигрантов. Определены варианты российской идентичности подростков: устойчиво-позитивная, устойчиво-негативная, неустойчиво-позитивная, неустойчиво-негативная, индифферентная. Сделан вывод, что формирование устойчиво-позитивной российской идентичности детей-мигрантов взаимосвязано с непротиворечивым становлением этнической идентичности, стратегией родителей на интеграцию в российское общество, солидарной моделью родительства, демократичным стилем воспитания, ориентацией на нормативные российские образцы. Важное значение имеют устойчивый социальный статус родителей, наличие работы и стабильное социально- экономическое положение, культурные ресурсы семьи.


Ключевые слова
гражданская идентичность; этническая идентичность; моноэтническая семья; межэтническая семья; этническая социализация; аккультурация; модели родительства; воспитательные установки; дети мигрантов

Список литературы

Безрукова О.Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 118–127.

Дробижева Л.М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 25–36.

Кожанов И.В. Гражданская и этническая идентичности личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=9187 (дата обращения: 25.08.2017).

Кутявина Е.Е., Малышева С.К. Разноэтническая семья как среда формирования этнической идентичности личности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. № 2 (18). С. 47–52.

Поссель Ю.А. Этническое «Я»: психологический подход // Петербуржцы (Этнонациональные аспекты массового сознания): Социологические очерки. Научно-исследовательский институт комплексных социологических исследований. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. С. 113–120.

Рыжова С.В. Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности: дис. … канд. социол. наук. М., 2008.

Сикевич З.В., Безрукова О.Н., Поссель Ю.А., Самойлова В.А. Межэтнические семьи как фактор формирования этносоциальной стабильности в российском обществе: презентация исследования // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса. М.: РОС, 2016. С. 4510–4517.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2009. № 2. С. 3–17.

Berry J.W., Kim U., Power S., Young M., Bujaki M. Acculturation attitudes in plural societies // Applied Psychology. 1989. Vol. 38. P. 185–206.

Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.

Farver J.M., Xu Y., Bhadha B.R., Narang S., Lieber E. Ethnic Identity, Acculturation, Parenting Beliefs, and Adolescent Adjustment: A Comparison of Asian Indian and European American Families // MerrillPalmer Quarterly. 2007. Vol. 53 (2). P. 184–215.

Feldman S.S., Rosenthal D.А. The acculturation of autonomy expectations in Chinese high schoolers residing in two Western nations // International Journal of Psychology.1990. Vol. 25. P. 259–281.

Kim Park I.J. Enculturation of Korean American Adolescents within Familial and Cultural Contexts: The Mediating Role of Ethnic Identity // Family Relations. 2007. Vol. 56 (4). P. 403–412.

Uman ~a-Taylor A. J., Bhanot R., Shin N. Ethnic Identity Formation During Adolescence. The Critical Role of Families // Journal of Family Issues. 2006. Vol. 27 (3). P. 390–414.


Содержание номера № 4, 2018