Петербургские школьники: между ксенофобией и толерантностью

Петербургские школьники:
между ксенофобией и толерантностью


Савин С. Д.

Кандидат социологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук, приглашенный исследователь, Санкт-Петербург, Россия. ssd_sav@mail.ru

Москальчук Е. И.

Кандидат социологических наук, ст. преп. Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Санкт-Петербург, Россия. elena.udenko@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Савин С. Д., Москальчук Е. И. Петербургские школьники: между ксенофобией и толерантностью // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 54-60.
DOI 10.7868/S0132162518040062



Аннотация

Масштабные миграции – естественное явление в жизни большого города. Толерантное отношение к мигрантам повышает возможность успешной адаптации, формирует атмосферу общественного согласия, создает безопасную социальную среду. Если эти механизмы не работают, возникают очаги социальной напряженности, при проявлении ксенофобии имеющие тенденцию к политизации. Особое значение для долгосрочного регулирования процессов интеграции мигрантов в принимающее сообщество имеет отношение молодежи. В статье на основе данных эмпирического исследования, проведенного в Санкт-Петербурге, дается анализ социальных установок толерантности/ интолерантности подростков в отношении к мигрантам и проблеме миграции. Выделяются сравнительные характеристики школьников и взрослого населения по восприятию степени конфликтности межэтнических отношений и оценке проблемы национального единства и согласия.


Ключевые слова
миграция; мигранты; межэтнические отношения; толерантность; ксенофобия; молодежь; идентичность


Список литературы

Бавин П.С. Социальная география ксенофобии и толерантности // Политические исследования. 2006. № 6. С. 37–58.

Бадыштова И.М. Отношение местного населения к мигрантам (на примере Приволжского федерального округа) // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 38–46.

Мастикова Н.С. Динамика отношения российской молодежи к мигрантам по материалам ESS // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 15 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 273–288.

Моисеева В.С. Воспитание у школьников Санкт-Петербурга толерантного отношения к детям других национальностей // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. С. 60–63.

Мукомель В.И. Ксенофобы и их антиподы: кто они? // Мир России. 2017. № 1. С. 32–57.

Мукомель В.И. Ксенофобия в молодежной среде // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.15 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 228–258.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема как форма парадоксальности // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. 2010. Вып. 3. С. 95–111.

Халлисте О.В. Новые проблемы интеграции русскоязычной молодежи Эстонии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 3. Том XIV. С. 161–176.

Чернова О.В. Этническая толерантность старшеклассников: главные итоги эмпирического исследования // Журнал прикладной психологии. 2005. № 2–3. С. 82–100.

Шереги Ф.Э. Этническая и религиозная толерантность молодёжи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 4. С. 20–39.

Crul M. Strangers no more. Debunking major theoretical assumptions // Ethnic and Racial Studies. 2016. Т. 39. № 13. Р. 2325–2331.

Harris A. Conviviality, Conflict and Distanciation in Young People’s Local Multicultures // Journal of intercultural studies. 2014. Т. 35. № 6. Р. 571–587.

Rapp C. Shaping tolerant attitudes towards immigrants: The role of welfare state expenditures // Journal of European social policy. 2017. Т. 27. № 1. Р. 40–56.

Содержание номера № 4, 2018