Отношение московской молодежи к революционным событиям 1917 года (на основе фокус-групп)


Давыдов С. Г.

Кандидат философских наук, доцент, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия. sdavydov@hse.ru

Логунова О. С.

Кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия. ologunova@hse.ru

DOI: 10.7868/S0132162518040177
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Давыдов С. Г., Логунова О. С. Отношение московской молодежи к революционным событиям 1917 года (на основе фокус-групп) // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 153-160.
DOI: 10.7868/S0132162518040177



Аннотация

По результатам фокус-групп с использованием проективных методик рассматривается отношение молодых москвичей в возрасте от 15 до 30 лет к событиям российской истории вековой давности. Анализируются мнения о месте революционных событий 1917 года в новейшей истории, знание их последовательности и имен основных участников. Выявлено, что представители московской молодежи считают эти события наиболее значимыми для российской истории, но оценивают неоднозначно. Знания о них фрагментарные и неполные. Особое внимание уделено источникам имеющихся исторических сведений, что важно в контексте высокого уровня медиатизации выявленных представлений.


Ключевые слова
историческое сознание; революционные события 1917 года; дискуссионные фокус-группы; проективные методики; московская молодежь

Список литературы

Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Никколо-Медиа, 2001.

Герасимов О.В. Исторический опыт как опыт прошлого: содержание и структура // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1. С. 188–191.

Гудков Л.Д. Память о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3 (40–41). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/gu5.html (дата обращения: 31.07.2017).

Давыдов С.Г., Логунова О.С. Исторические персонажи в информационном эфире ведущих российских телеканалов // Артикульт. Научный электронный журнал Факультета Истории Искусства Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 3. С. 71–76.

Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. События 1917 года в языковом сознании московского студенчества // Филология и культура. 2016. № 3. С. 18–29.

Исаев Е.М. Историческая политика в России: репрезентации сталинской эпохи в популярном кинематографе // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13. № 3. С. 391–406.

Исаев Е.М., Пожидаева И.В. Популярная история в современной России: мифы, образы и представления о прошлом в спортивном историческом фильме // Гуманитарный вектор. Серия: История. Политология. 2016. Т. 11, № 4. С. 128–136.

Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Институт социологии РАН. М.: Добросвет, 1998.

Лапина-Кратасюк Е.Г. Аффекты истории: рассказы о прошлом в кино и на телевидении // Артикульт. Научный электронный журнал Факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета. 2014. № 4. С. 6–13.

Сидорова А.А. Образ типичного горожанина в восприятии современной студенческой молодежи на фоне событий 1917 г. // Гуманитарный трактат. 2017. № 11. С. 165–193.

Слизовский Д.Е., Медведев Н.П., Шуленина Н.В., Кашин М.В. Исследовательский проект: отношение молодежи к революции 1917 года и повлияет ли это на президентские выборы 2018 года // Вопросы политологии. 2017. № 1. С. 8–22.

Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: темат. слов. – справ. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.

Уайт Х. Метаистория (Историческое воображение в Европе XIX века). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002.


Содержание номера № 4, 2018