Производственные факторы стресса в работе российских и французских IT-специалистов

Производственные факторы стресса в работе российских и французских IT-специалистов


Козина И. М.

Кандидат социологических наук, профессор департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия. ikozina@hse.ru

Серёжкина Е. В.

Кандидат социологических наук, старший преподаватель департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия. katerinaserezhkina@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250004950-8
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Козина И. М., Серёжкина Е. В. Производственные факторы стресса в работе российских и французских IT-специалистов // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 26-35.
DOI 10.31857/S013216250004950-8



Аннотация

В статье представлены результаты исследования факторов риска возникновения стресса, связанных с содержанием и условиями труда российских и французских программистов. Эмпирический анализ основан на материалах сравнительного кейс-стади IT-компаний России и Франции. Результаты показывают, что наиболее негативное воздействие на работников оказывают факторы перегруженности, неопределенности в отношении будущего, отсутствия признания результатов труда и свободы действий в процессе выполнении заданий. В совокупности они формируют общую «зону профессионального риска», но характер их проявления и степень влияния на работников различаются. Российские специалисты более адаптивны к производственным стрессорам, поскольку неблагоприятные условия трудовой среды длительное время существуют для них как близкие к норме. В результате граница, когда стресс переходит в негативную стадию и начинает мешать работе, остается невидимой ни менеджменту, ни самому работнику.


Ключевые слова
стресс на работе; производственные стрессоры; организационная среда; психосоциальные риски; охрана труда


Список литературы

Журавлева А., Сергиенко Е. (ред.) Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: Институт психологии РАН, 2011. [Zhuravleva A., Sergienko E. (eds) (2011) Stress, Burnout, Coping in a Contemporary Context. Moscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.)].

Козина И., Серёжкина Е. Концепция кейс-стади в социальных науках и французская традиция монографических исследований трудовых организаций // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 64–73. [Kozina I., Serezhkina E. (2015) Case-study Concept in Social Sciences and French Traditions of Labor Organization Monographic Studies. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 1: 64–73. (In Russ.)].

Серёжкина Е. Теории и политика управления стрессом на рабочем месте во Франции // Журнал исследований социальной политики. 2015. №1. С. 158–163. [Serezhkina E. (2015) Theory and Politics of Workplace Stress Management in France. Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki [The Journal of Social Policy Studies]. No.1: 158–163. (In Russ.)].

Сыченко Е. Защита работников от психосоциальных рисков: опыт Европы и его применимость в России. Часть I: Защита работников от стресса, связанного с работой // Трудовое право. 2014. №7. С. 103–111. [Sychenko E. (2014) Protection of Workers from Psychosocial Risks: the Experience of Europe and Its Applicability in Russia. Part I: Protecting Employees from Work-related Stress. Trudovoye pravo [Labour Law]. No. 7: 103–111. (In Russ.)].

Barley S., Knight D. (1992) Toward a Cultural Theory of Stress Complaints. Research in Organizational Behavior. Vol. 14: 1–48.

Buscatto M., Loriol M., Weller J.-M. (2008) Au-delà du stress au travail. Une sociologie des agents publics au contact des usagers. Paris: Erès.

Clot Y. (2010) Le travail à cœur. Pour en finir avec les risques psychosociaux. Paris: La Découverte.

Cox T., Karanika-Murray M., Griffiths A., Houdmont J. (2008) Evaluating Organizational-level Work Stress Interventions: Beyond Traditional Methods. Work & Stress. No. 21: 348–362.

European Agency for Safety and Health at Work (EU-OSHA) (2014) Calculating the Cost of Work-related Stress and Psychosocial Risks. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Golderberg D., Williams P. (1988) A User's Guide to the General Health Questionnaire. Windsor: NFER-Nelson.

Hall R. (2006) Temporary Agency Work and HRM in Australia: Cooperation, Specialization and Satisfaction for the Good of All? Personnel Review. Vol. 35. No. 2: 158–174.

ILO (2012) Solve: Integrating Health Promotion into Workplace OSH Policies – Trainer’s Guide. Geneva: International Labour Office.

ILO (2016) Workplace Stress: A Collective Challenge. Geneva: International Labour Office.

Karasek R., Theorell T. (1990) Healthy Work, Stress, Productivity and the Reconstruction of the Working Life. New York: Basic Books.

Landier H. (2008) Evaluer le climat social de votre entreprise. Paris: Eyrolles.

Légeron P. (2001) Le stress au travail. Paris: Odile Jacob.

Loriol M. (2003) Le temps de la fatigue, la gestion sociale du mal être au travail. Paris: Anthropos.

Marmot M., Siegrist J., Theorell T. (2006) Health and the Psychosocial Environment at Work. In: Marmot M., Wilkinson R.G. (eds) Social Determinants of Health. Oxford: Oxford University Press.

Murphy L. (1995) Occupational Stress Management: Current Status and Future Directions. Trends in Organizational Behavior. No. 2: 1–14.

Palmer S., Cooper C., Thomas K. (2003) Revised Model of Organizational Stress for Use within Stress Prevention/ Management and Wellbeing Programs – Brief Update. International Journal of Health Promotion and Education. Vol. 41. No 2: 57–68.

Servant D. (2013) Le stress au travail. Prévention et prise en charge en thérapies comportementales et cognitives. Issy-les-Moulineaux: Elsevier Masson SAS.

Schorn A. (2000) The «Theme-centered Interview»: a Method to Decode Manifest and Latent Aspects of Subjective Realities. Forum Qualitative Research. Vol. 1. No. 2. URL: http://www.qualitative-research. net/index.php/fqs/article/viewArticle/1092/2395 (accessed 19.01.19).

Weller J.-M. (2002) Stress relationnel et distance au public. De la relation de service à la relation d’aide. Sociologie du travail. No. 44: 75–97.

Содержание номера № 5, 2019