Искусство оценки искусства: по результатам опроса художественного сообщества Санкт-Петербурга

Искусство оценки искусства: по результатам опроса художественного сообщества Санкт-Петербурга


Колычева В. А.

кандидат экономических наук, доцент экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия v.kolycheva@spbu.ru

DOI: 10.31857/S013216250007451-9
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Колычева В. А. Искусство оценки искусства: по результатам опроса художественного сообщества Санкт-Петербурга // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 100-109.
DOI 10.31857/S013216250007451-9



Аннотация

На материалах фокусированных интервью с представителями художественного сообщества Санкт-Петербурга рассматриваются: 1) понятия цены, ценности и полезности предметов искусства; 2) различия функций коммерческих и некоммерческих арт-площадок; 3) особенности процесса ценообразования на произведения – в фактических и идеальных условиях; 4) финансово-инвестиционный потенциал произведений искусства; 5) проблемы и перспективы российского художественного рынка. Выявлены следующие основные тенденции: 1) стремление к совмещению различных видов творческой деятельности по мере увеличения профессионального стажа респондентов; 2) скрытая неудовлетворенность существующими товарно-денежными операциями с произведениями; 3) присутствие социальных ожиданий в художественной среде; 4) низкая оценка результатов творческого труда.


Ключевые слова
арт-рынок; произведения искусства; процесс ценообразования; художественное сообщество; профессиональное суждение


Список литературы

Бармина А.С., Сафонова М.А. Идентичности и связи в петербургском секторе креативных индустрий // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 82–92.

Бегма Ю.С., Шабельникова Д.В. Секреты ценообразования на арт-рынке // Экономический журнал. 2010. Вып. 20. С. 128–135.

Березина Е.С. Стратегии управления репутацией в сообществе вернисажных художников // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 3/4. С. 12–21.

Гельман М. Как продавать искусство // Отечественные записки. 2005. №4(25). С. 292–301. URL: http:// www.strana-oz.ru/2005/4/kak-prodavat-iskusstvo (дата обращения: 02.04.2018).

Колычева В.А. Арт-дилерство как социоэкономический феномен: зарубежный опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 2014. № 4. С. 103–116.

Колычева В.А. Цена и ценность рынка произведений искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2012. № 3. С. 190–198.

Лысакова А.А. Арт-рынок классический и арт-рынок современный: основные отличия // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2012. Т. 14. № 1(99). С. 25–29.

Лысакова А.А. Contemporary art как предмет потребления в системе арт-рынка новейшего времени // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 230–240.

Мелихова Е.Л. Художественная галерея: торговля искусством? // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 125–127.

Соколов К.Б., Осокин Ю.В. Художественный рынок и границы искусства // Общественные науки и современность. 2015. № 4. С. 165–176.

Соколов К.Б., Осокин Ю.В. Художественный рынок и наука об искусстве // Художественная культура. 2017. № 2(20). URL: http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2017-2-20/sotsialnaya-filosofiya-isotsiologiya/5239.html (дата обращения: 11.04.2018).

Сущий С.Я. Художественное сообщество: тенденции постсоветского периода (на материалах Ростовской области) // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 77–85.

Фатеева Н.А. Арт-рынок как система социальных взаимодействий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008а. № 8(32). С. 83–86.

Фатеева Н.А. Арт-рынок как социокультурное явление // Омский научный вестник. 2008б. № 5(72). С. 85–86.

Черняева И.В. Просветительская деятельность художественных галерей Западной Сибири в условиях современного арт-рынка // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 1(5). С. 80–84.

Черняева И.В. Рынок произведений искусства в России: ключевые понятия исследования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 4(24). С. 76–84. DOI: 10.17223/22220836/24/8.

Шпаковская Л.Л. Антикварный рынок Санкт-Петербурга: конструирование ценности вещей // Проблемы социального и гуманитарного знания. Сборник научных работ. Вып. II. СПб: Дмитрий Буланин, 2000а. С. 449–477.

Шпаковская Л.Л. Общественная ценность антиквариата // Социологический журнал. 2000б. №1/2. С. 66–78.

Шпаковская Л.Л. Социальные основы формирования ценности антикварных вещей (на примере антикварного рынка Санкт-Петербурга). Автореф. дисс. ... канд. социол. н. М.: ВШЭ, 2001.

Шпаковская Л.Л. Социологический подход к антиквариату // Социологические исследования. 2000в. № 2. С. 101–107.

Шпаковская Л.Л. Старые вещи. Ценность: между государством и обществом // Неприкосновенный запас. 2004. № 1(33). С. 87–94.

Dolfsma W. A Status Quo in the Economics of Art and Culture? – A View of Some Recent Developments // De Economist – Quarterly Review of The Royal Netherlands Economic Association. 1997. No. 145(2). P. 243–254.

Say J.-B. A Treatise on Political Economy. New York: A.M. Kelly, 1971.

Scitovsky T. Culture is a Good Thing: A Welfare-Economic Judgment // Journal of Cultural Economics. 1989. Vol. 13. No. 1. P. 1–16.

Scitovsky T. What’s Wrong with the Arts is What’s Wrong with Society // American Economic Review. 1972. Vol. LXII. No. 2. P. 62–69.

Содержание номера № 11, 2019