Потребительская геномика и генетизация общества:
переосмысление идентичности, социальных связей и ответственности


Гребенщикова Е. Г.

Доктор философских наук, руководитель Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям Института научной информации по общественным наукам РАН, доцент кафедры биоэтики Российского национального исследовательского университета им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия aika@ya.ru

DOI: 10.31857/S013216250008490-2
ID статьи на сайте журнала:


Статья подготовлена при поддержке РНФ, проект № 19-18-00422.


Ссылка при цитировании:

Гребенщикова Е. Г. Потребительская геномика и генетизация общества: переосмысление идентичности, социальных связей и ответственности // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 13-19.
DOI: 10.31857/S013216250008490-2


Аннотация

Раскрываются социогуманитарные проблемы потребительской геномики, рассматривается ее влияние на понимание идентичности, социальные связи, взаимоотношения между потребителями и поставщиками медицинских услуг. Особое внимание уделено прогностической специфике генетической информации, которая ставит под вопрос традиционные представления о рисках в медицине и об информировании граждан об этих рисках, формируя новые сферы «заботы о себе» и новые зоны ответственности. Рассмотрены два теоретических подхода к оценке перспектив развития геномной медицины: в сторону расширения возможностей пользователей и в сторону усиления дисциплинарной власти. Особое внимание уделено концепции генетизации общества, которая не смогла полностью заменить дискурс медикализации в социальных исследованиях медицины и биоэтики, но показала, что новое знание о геноме человека влияет на социальные контексты развития биомедицины, вписывается в более широкие дискуссии об управлении здоровьем, определяет повестку исследований в области биомедицины.


Ключевые слова
потребительская геномика; социология медицины; автобиология; биоэтика; генетизация; медикализация

Содержание номера № 2, 2020