Социологизация гуманитарных исследований:
поиск определения детской книжки-картинки


Сергеев Д. В.

Доктор философских наук, доцент, декан факультета культуры и искусств Забайкальского государственного университета, Чита, Россия dvsergeev@inbox.ru

DOI: 10.31857/S013216250008497-9
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Сергеев Д. В. Социологизация гуманитарных исследований: поиск определения детской книжки-картинки // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 96-104.
DOI: 10.31857/S013216250008497-9



Аннотация

В статье доказывается идея социологизации гуманитарных исследований, что означает использование методов и терминологического аппарата социологии при проведении гуманитарных исследований и презентации полученных результатов. Наука об обществе, непосредственно конкурируя с философией, предстает современным метаязыком для изучения объектов гуманитарных наук. В работе приводятся четыре доказательства объективности для науки указанного процесса. Эффективность социологического подхода демонстрируется на примере попыток определить книжку-картинку как особый жанр иллюстрированной литературы или как объект визуального искусства. Пытаясь определить книжку-картинку классическими методами научного познания через описание отличительных свойств и признаков и отличить ее от других смежных жанров, например комикса, исследователи оказались в понятийном тупике, поскольку это оказалось невозможным, во-первых, в силу сложности различения поджанров графической (последовательной) литературы и, во-вторых, по причине продолжающихся художественных поисков авторов книжки-картинки. Применение терминологического аппарата и познавательных процедур социологии, в частности социологии текста, позволило найти уникальные характеристики книжки-картинки, которые проявляются через выстраивание отношений между взрослым и ребенком в процессе чтения.


Ключевые слова
социологизация; социология текста; культурный текст; иллюстрированная литература; книжка-картинка; комикс

Содержание номера № 2, 2020