«Долг» советского человека:
опыт реконструкции понятия (на материале кинотекста)


Иванов Д. И.

Кандидат филологических наук, доцент, профессор Института русского языка Сианьского университета иностранных языков, Сиань, Китай Ivan610@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250008498-0
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Иванов Д. И. «Долг» советского человека: опыт реконструкции понятия (на материале кинотекста) // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 105-114.
DOI: 10.31857/S013216250008498-0



Аннотация

В статье на основе авторской модели изучения кинотекста исследуются когнитивно-прагматические установки советского человека сталинской эпохи, а именно социокогнитивный механизм перекодировки опорного понятия «долг». Доминирующая партийно-идеологическая когнитивно-прагматическая программа (КПП), последовательно проводя своего носителя через стадии когнитивно-идеологической «адаптации», формирует в его сознании четыре базовые взаимосвязанные проекции КПП: 1) «долг-страх»; 2) «долг-манипуляция»; 3) «долг-подчинение»; 4) «долг-самопожертвование (самоуничтожение)». Каждая трансформированная форма «долга»-КПП/стадия когнитивной «адаптации» носителя КПП имеет два режима воплощения: а) программный (стимул-приказ); б) субъектный (автоматизированная стандартизированная реакция). Носитель КПП пребывает в иллюзорном состоянии свободы, полагая, что сам решает а) кто он (уровень самоидентификации); б) сам ставит перед собой цель (уровень целеполагания); в) каким способом будет добиваться поставленной цели (уровень моделирования инструментально-операциональной стратегии). В реальности сознание субъекта контролируется вирусно-манипулятивным механизмом КПП, поскольку их общая целенаправленная деятельность при любой степени ее «программной» деструктивности воспринимается субъектом как воплощение его собственной воли.


Ключевые слова
политическое сознание; когнитивно-прагматическая программа (КПП); когнитивно-прагматические установки (КПУ); манипуляция; самоидентификация; долг; страх; самопожертвование

Содержание номера № 2, 2020