Русская литература XIX – начала XX в.:
социодинамический анализ писательского сообщества


Сущий С. Я.

Доктор философских наук, главный научный сотрудник ФИЦ Южный научный центр РАН, Ростов-на-Дону, Россия SS7707@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250008500-3
ID статьи на сайте журнала:


Работа выполнена в рамках выполнения госзадания Южного научного центра РАН на 2020 г., тема № АААА-Ф19-119011190184-2.


Ссылка при цитировании:

Сущий С. Я. Русская литература XIX – начала XX в.: социодинамический анализ писательского сообщества // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 128-143.
DOI: 10.31857/S013216250008500-3


Аннотация

В статье исследуются количественная и пространственная динамика, социально-сословная структура, творческая специализация, национальная и гендерная структура представителей русской литературы XIX – начала ХХ в. В качестве эмпирической базы исследования использовались биографические словари русских писателей данного периода, заключавшие около 2,5 тыс. персоналий. Исследование позволило установить, что в социально-сословном отношении писательское сообщество оставалось преимущественно дворянским до конца имперского периода. Но среди авторов-дебютантов выходцы из дворянской среды были в меньшинстве уже с 1880-х гг. Ведущими литературными специализациями русских авторов являлись проза, поэзия, переводы и публицистика. Но их соотношение существенно варьировало в пределах анализируемого периода. Наряду с русскими, составлявшими абсолютное большинство, крупными группами (по 3–7%) в писательском сообществе были представлены немцы, поляки, украинцы. В последней трети XIX в. в литературной среде появляется и стремительно растет группа авторов еврейского происхождения. В целом, на протяжении анализируемого периода значительно выросло количество авторов, увеличилось социально-сословное и этническое разнообразие; ощутимо расширилась география деятельных очагов. Центральную роль в этих сдвигах сыграли социально-экономические и социокультурные реформы последней трети XIX в., демократизация общественной жизни и становление массовой школы.


Ключевые слова
русская литература; писательское сообщество; социальные характеристики; социальная динамика; творческие специализации

Содержание номера № 2, 2020