Когда благо благу рознь:
две грани социального выбора


Карачаровский В. В.

кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия vvk@hse.ru

Шкаратан О. И.

Доктор исторических наук, ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия ovsey@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250008810-4
ID статьи на сайте журнала:


Исследование выполнено за счет гранта РНФ (проект № 16-18-10270).


Ссылка при цитировании:

Карачаровский В. В., Шкаратан О. И. Когда благо благу рознь: две грани социального выбора // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 27-39.
DOI: 10.31857/S013216250008810-4



Аннотация

В статье обсуждаются результаты применения количественного подхода к оценке общественно одобряемой структуры социально значимых благ, реализованного на данных представительного опроса населения России. Основу анализа составляет задаваемая респонденту гипотетическая ситуация по справедливому распределению коллективных средств между государственными облигациями разного социального назначения, связанного с финансированием тех или иных социально значимых благ. Социальный выбор рассматривается с двух сторон – с точки зрения общей величины спроса на разные типы благ и расслоения общества при выборе таких благ. Показано, что блага «гуманитарного» характера, служащие удовлетворению насущных потребностей членов общества, пользуются большим спросом по сравнению с «охранительными» благами, составляющими основу этакратической модели общества, и благами «постиндустриального» типа, выполняющими инвестиционную функцию в развитии общества. Продемонстрированы случаи, когда высокий агрегированный спрос на социально значимые блага сопровождается и высоким расслоением общества по величине индивидуального спроса. Выявлено, что индивидуально воспринимаемое в качестве справедливого распределение средств между различными типами социально значимых благ определяется гендерной идентичностью, материальным благополучием и демографической нагрузкой семьи.


Ключевые слова
социальные предпочтения; социальный выбор; мериторные блага; общественные блага

Содержание номера № 3, 2020