Постоценивание достоверности данных социологических опросов и формирование доверия к поллстерам


Зелинский С. Э.

доктор наук по государственному управлению, доцент, директор Регионального центра повышения квалификации Кировоградской области, Кропивницкий (Кировоград), Украина s_zel@ukr.net

DOI: 10.31857/S013216250010874-4
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Зелинский С. Э. Постоценивание достоверности данных социологических опросов и формирование доверия к поллстерам // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 48-57.
DOI: 10.31857/S013216250010874-4



Аннотация

Рассмотрен метод фактчекинга («проверки фактов») как один из способов оценивания достоверности предвыборных прогнозов. С его помощью исследуется достоверность результатов социологических опросов и степень доверия к социологическим компаниям и службам (поллстерам) на основе обработки данных, полученных в течение последнего месяца до дня голосования на национальных выборах на Украине. Для фактчекинга использованы статистические показатели среднего, абсолютной и относительной погрешности, а для оценки результатов соцопроса (и проводящей его социологической компании) введено понятие «отрицательные баллы», которые связаны с величиной относительной ошибки. Применение данного метода продемонстрировано на анализе данных 23-х социологических опросов избирателей во время президентской избирательной кампании и 44-х во время досрочных выборов в украинский парламент в 2019 г. Систематическое использование этого инструментария может в перспективе обеспечить «очистку» публикуемых результатов социологических исследований от возможных манипуляций.


Ключевые слова
общественное мнение; опрос; социологическое исследование; рейтинг; поллстер; фактчекинг


Список литературы

Артемов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.

Гончарук-Чолач Т.В., Джугла Н.В. Політична соціологія: навчальний посібник. Тернопіль: Економічна думка ТНЕУ, 2018.

Князева Е.В. Фундаментальные причины недоверия к опросам общественного мнения в предвыборный период // Вісник ЛНУ ім. Т. Шевченка. Соціологічні науки. № 11. Ч. І. 2013. С. 174–186.

Петров Н.А., Петрова Н.Н. О повышении влияния результатов соцопросов на социальные и политические процессы в современных демократических государствах // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2015. № 1. С. 497–532. URL: http://ogbus.ru/files/ogbus/issues/1_2015/ ogbus_1_2015_p497-532_PetrovNA_ru.pdf (дата обращения: 30.09.2020).

Полторак В.А., Петров О.В. Соціологія політики. Енциклопедичний словник. Киев: Європейськiй Університет, 2009.

Яковлева М.Г. Опубликование социологической информации как фактор влияния на электоральное поведение граждан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4(42). Ч. II. C. 209–215. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2014_4-2_56.pdf (дата обращения: 30.09.2020).

Ярулин И.Ф., Ильиных А.В. О качестве электоральных опросов и их представлении в СМИ Дальнего Востока // Регионалистика. 2018. Т. 5. № 3. С. 77–86. DOI: 10.14530/reg.2018.3.77.

Содержание номера № 11, 2020