Проблемы адаптации иностранных студентов в России

Проблемы адаптации иностранных студентов в России


Полихина Н. А.

заместитель директора, «Центр социологических исследований» (ФГАНУ «Социоцентр»), Москва, Россия. polihina@sociocenter.info

Тростянская И. Б.

кандидат политических наук, директор Дирекции исследований и анализа, «Центр социологических исследований (ФГАНУ «Социоцентр»), Москва, Россия. trostyanskaya@sociocenter.info

DOI: 10.31857/S013216250009565-4
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Полихина Н. А., Тростянская И. Б. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 149-156.
DOI 10.31857/S013216250009565-4



Аннотация

Статья основана на результатах социологического исследования «Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования». Адаптация иностранных граждан рассматривается как комплексный процесс, предполагающий работу по направлениям: повышение уровня владения русским языком, адаптация к учебному процессу в университете, удовлетворенность бытовыми условиями, оценка финансовых возможностей. Подобный комплексный подход способствует адаптации иностранных граждан к процессу обучения в российских университетах и к жизни в России в целом. Результаты исследования свидетельствуют о результативной работе вузов на стадии привлечения и поступления иностранных граждан, о высокой удовлетворенности обучением в российском вузе, созданных благоприятных бытовых условиях, а также о желании значительной части иностранных студентов в дальнейшем трудоустроиться на территории Российской Федерации. При этом основными проблемами для обозначенной социальной группы остаются трудности с трудоустройством (подработкой) во время обучения и в значительном числе случаев низкое владение английским языком сотрудниками вузов.


Ключевые слова
высшее образование; университет; государственная политика; экспорт образования; адаптация иностранных студентов; инициативы академического превосходства; Проект 5–100


Список литературы

Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сб. Вып. 12 / Минобрнауки РФ. М.: Центр социологических исследований, 2015.

Веревкин О.Л., Дмитриев Н.М. Иностранные студенты в вузах России: издержки или рентабельность? // Социология образования. 2015. № 10. С. 32–42.

Корнева О.Ю., Плотникова И.В. Студенческая академическая мобильность: социальные проблемы // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 111–115.

Масич В.А. Наука и образование как инструменты «мягкой силы» // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2015. № 1. С. 117–125.

Муха В.Н., Можаева Е.Ю., Лысенко А.И. Особенности первичной адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере КубГТУ) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10 № 2-2. С. 120–126. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-120-126.

Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракачева Я.В., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 117–121.

Пимонова С.А., Фомина Е.М. Повышение привлекательности российских вузов для иностранных студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 4. С. 97–109.

Содержание номера № 11, 2020