Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области)


Кичерова М. Н.

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. m.n.kicherova@utmn.ru

Ефимова Г. З.

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия g.z.efimova@utmn.ru

Семенов М. Ю.

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. m.y.semenov@utmn.ru

DOI: 10.31857/S013216250010986-7
ID статьи на сайте журнала:


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-011-00701.


Ссылка при цитировании:

Кичерова М. Н., Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области) // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 98-109.
DOI: 10.31857/S013216250010986-7


Аннотация

Исследование посвящено факторам, определяющим в современной России место и роль неформального образования в развитии человеческого капитала. На основе анкетного опроса жителей Тюменской области (N=1388) изучено влияние факторов микро-и мезоуровня, запросы, интересы и самостоятельная активность различных социально-демографических групп в сфере неформального образования, выявлены его преимущества и ограничения. Анализ показал, что практики неформального образования являются массовыми, однако относительно слабо интегрированными в процессы социально-трудовой мобильности. По данным опроса, вовлечены в неформальное образование 83% респондентов, но чаще всего они ориентированы на развитие личных (не связанных непосредственно с работой) навыков. Лишь в каждом третьем случае неформальное образование обеспечило приращение специального человеческого капитала, а в каждом пятом случае – общего человеческого капитала. Ключевыми преимуществами неформального образования чаще считается не возможность получить актуальные знания и необходимые компетенции, а обучение в удобное время. Выявленные недостатки тормозят формирование национальной образовательной экосистемы.


Ключевые слова
общество знаний; неформальное образование; человеческий капитал; непрерывное образование; цели образования; образовательная экосистема

Содержание номера № 1, 2021