«Пересборка социологии»: цифровой поворот и поиски новой теоретической оптики

«Пересборка социологии»:
цифровой поворот и поиски новой теоретической оптики


Дудина В. И.

доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной и отраслевой социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия. viktoria_dudina@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250016829-4
ID статьи на сайте журнала:


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-011-00905 A.


Ссылка при цитировании:

Дудина В. И. «Пересборка социологии»: цифровой поворот и поиски новой теоретической оптики // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 3-11.
DOI 10.31857/S013216250016829-4



Аннотация

В условиях роста методических возможностей исследований в социологии с использованием цифровых данных возникает потребность в теоретических моделях, соответствующих цифровым инструментам исследования. В статье показано конструирование возможной теоретической оптики социологии с целью наиболее полного использования аналитического потенциала цифровых методов и данных. Предпринимается попытка обрисовать контуры теоретической модели, соответствующей цифровым инструментам исследования. На основе тезиса о зависимости теорий от методического инструментария исследователя развивается идея превращения цифровых следов в самостоятельный объект социального исследования. Концепция репликаций, предложенная французским социологом Д. Булье и восходящая к социологии Г. Тарда, рассматривается как перспективная теоретическая рамка концептуализации цифровых следов. Теоретическая оптика цифровых следов как репликаций трактуется как основа переосмысления проблемы связи микро- и макроуровней в социологии.


Ключевые слова
цифровые данные; цифровые следы; социологическая теория; структура; репликации; акторно-сетевая теория; Г. Тард; Б. Латур


Список литературы

Губа К.С. Большие данные в социологии: новые данные, новая социология? // Социологическое обозрение. 2018. № 1. С. 213–236. [Guba K. (2018) Big Data in Sociology: New Data, New Sociology? Sotsiologicheskoe obozreniye [Russian Sociological Review]. No. 1: 213–236. (In Russ.)]

Девятко И.Ф. От «виртуальной лаборатории» до «социального телескопа»: метафоры тематических и методологических инноваций в онлайн-исследованиях // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: Типография, 2016. С. 19–33. [Deviatko I.F. (2016) From “Virtual Lab” to “Social Telescope”: Metaphors of Theoretical and Methodological Innovations in Online Research. In: Shashkin A.V., Deviatko I.F., Davydov S.G. (eds) Online-research in Russia: Trends and Prospects. Moscow: Tipografiya: 19–33. (In Russ.)]

Дудина В.И., Юдина Д.И. Извлекая мнения из сети интернет: могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 63–78. [Dudina V.I., Iudina D.I. (2017) Mining Opinions on the Internet: Can Text Analysis Methods Replace Public Opinion Polls? Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Change]. No. 5: 63–78. (In Russ.)] DOI: 10.14515/monitoring.2017.5.05.

Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: НИУ ВШЭ, 2014. [Latour B. (2014) Reassembling the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory. Moscow: NIU VShE. (In Russ.)]

Тард Г. Законы подражания. М.: Академ. проект, 2011. [Tarde G. (2011) Laws of Imitation. Moscow: Akademicheskiy proekt. (In Russ.)]

Тард Г. Монадология и социология. Пермь: Гиле Пресс, 2016. [Tarde G. (2016) Monadology and Sociology. Perm: Gile Press. (In Russ.)]

Achim E., Wolff T., Montagne D., Bail C. (2020) Computational Social Science and Sociology. Annual Review of Sociology. No. 46: 61–81. DOI: 10.1146/annurev-soc-121919-054621.

Bail C. (2014) The Cultural Environment: Measuring Culture with Big Data. Theory and Society. Vol. 43. No. 3–4: 465– 482. DOI: 10.1007/s11186-014-9216-5.

Boullier D. (2016) Big Data Challenges for the Social Sciences: From Society and Opinion to Replications. arXiv.org. July 18. URL: https://arxiv.org/abs/1607.05034 (accessed 30.08.21).

Boullier D. (2019) Replications in Quantitative and Qualitative Methods: a New Era for Commensurable Digital Social Sciences. arXiv.org. February 15. URL: https://arxiv.org/abs/1902.05984v1 (accessed 30.08.21).

Bowker G. C. (2014) The Theory/Data Thing Commentary. International Journal of Communication. Vol. 8. Article no. 2043: 1795–1799.

Centola D. (2010) The Spread of Behavior in an Online Social Network Experiment. Science. Vol. 329. No. 5996: 1194–1197. DOI: 10.1126/science.1185231.

Centola D. (2018) How Behavior Spreads: The Science of Complex Contagions. Princeton: Princeton Univ. Press.

Crumley C.L. (2015) Heterarchy. In: Scott R.A., Buchmann M.C. (eds) Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences: An Interdiscplinary, Searchable, and Linkable Resource. Hoboken, NJ: Wiley: 1–14.

DiMaggio P., Nag M., Blei D. (2013) Exploiting Affinities between Topic Modeling and the Sociological Perspective on Culture: Application to Newspaper Coverage of U.S. Government Arts Funding. Poetics. Vol. 41. No. 6: 570–606. DOI: 10.1016/j.poetic.2013.08.004.

Ignatow G. (2016) Theoretical Foundations for Digital Text Analysis. Journal for the Theory of Social Behaviour. Vol. 46. No. 1: 104–120. DOI: 10.1111/jtsb.12086.

Latour B. (2002) Gabriel Tarde and the End of the Social. In: Joyce P. (ed.) The Social in Question: New Bearings in the History and the Social Sciences. London: Routledge.

Latour B. (2010) Tarde’s Idea of Quantification. In: Candea M. (ed.) The Social after Gabriel Tarde: Debates and Assessments (Culture, Economy and the Social). Abingdon: Routledge: 145–163.

Latour B., Jensen P., Venturini T., Grauwin S., Boullier D. (2012) ‘The Whole is Always Smaller than Its Parts’: A Digital Test of Gabriel Tarde’s Monads. The British Journal of Sociology. Vol. 63. No. 4: 591–615. DOI: 10.1111/j.1468-4446.2012.01428.x.

Ledford H. (2020). How Facebook, Twitter and Other Data Troves are Revolutionizing Social Science. Nature. No. 7812: 328–330. DOI: 10.1038/d41586-020-01747-1.

Marres N. (2017) Digital Sociology: The Reinvention of Social Research. Cambridge: Polity Press.

McFarland D., Lewis K., Goldberg A. (2016) Sociology in the Era of Big Data: The Ascent of Forensic Social Science. The American Sociologist. Vol. 47. No. 1: 12–35. DOI: 10.1007/s12108-015-9291-8.

Zhang J., Centola D. (2019) Social Networks and Health: New Developments in Diffusion, Online and Offline. Annual Review of Sociology. Vol. 45: 91–109. DOI: 10.1146/annurev-soc-073117-041421.

Содержание номера № 11, 2021