Капитализм и вебериана в России: к вопросу о возможностях понимающей социологии. Часть 1: Критика веберианы

Капитализм и вебериана в России: к вопросу о возможностях понимающей социологии. Часть 1: Критика веберианы


Трубицын Д. В.

Доктор философских наук, профессор Забайкальского государственного университета, Чита, Россия dvtrubitsyn@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250017007-0
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Трубицын Д. В. Капитализм и вебериана в России: к вопросу о возможностях понимающей социологии. Часть 1: Критика веберианы // Социологические исследования. 2022. № 1. С. 114-124.
DOI 10.31857/S013216250017007-0



Аннотация

Представлен критический анализ части наследия М. Вебера, касающейся процедуры «отнесения к ценности» и понятия рационализации. В качестве объекта использованы труды «Протестантская этика и дух капитализма» и «Хозяйственная этика мировых религий», а также работы Н.Н. Зарубиной, предлагающей применять принципы и метод понимающей социологии для исследования современных социальных явлений и разрешения методологических проблем социологии. Обосновывается, что основными проблемами веберовского метода являются субъективизм как недостаточное внимание к объективной стороне социальных процессов и отказ от выявления законов истории. Подвергаются критике принцип культурного релятивизма и положение о первичности и примате рационализации, полностью блокирующие выполнение главной задачи исторической социологии – выявления причин и факторов явлений и процессов. Поскольку понимающая социология предлагает неверифицируемую научно картину истории, в которой господствует субъект, его ценности и случайность, исследование крупномасштабных исторических процессов представляет для нее большую проблему. Относительно них нельзя делать выводы только на основании веберовского подхода, особенно если полученная им картина противоречит данным позитивной социологии и экономической истории.


Ключевые слова
методология; понимающая социология; протестантская этика; культура; модернизация

Содержание номера № 1, 2022