Профессиональная идентичность учителей крафта в сфере неформального образования в Санкт-Петербурге

Профессиональная идентичность учителей крафта в сфере неформального образования в Санкт-Петербурге


Балацюк Е. С.

стажер-исследователь Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» (СПб.), Санкт-Петербург, Россия ebalatsyuk@hse.ru

Гладченко Е. А.

стажер-исследователь Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» (СПб.), Санкт-Петербург, Россия. egladchenko@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250016402-5
ID статьи на сайте журнала:


Использованы результаты проекта «Новые мастера и новые ученики в крафтовой экономике: просьюмеризм как феномен молодежной повседневной культуры», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2020 г.


Ссылка при цитировании:

Балацюк Е. С., Гладченко Е. А. Профессиональная идентичность учителей крафта в сфере неформального образования в Санкт-Петербурге // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 74-82.
DOI 10.31857/S013216250016402-5



Аннотация

Крафтовые мастера – люди, создающие с помощью ручного труда уникальные немассовые товары и включенные в DIY-практики. Крафтовый мастер может оказывать образовательные услуги и, таким образом, совмещать две профессиональные идентичности – создателя и учителя. Работа посвящена анализу представлений крафтовых мастеров Санкт-Петербурга о профессиональной идентичности учителя в сфере неформального образования. На основе лейтмотивных биографических интервью с учителями крафта показано, как крафтовые мастера определяют для себя категорию «профессионала» в сфере обучения, какие навыки и ценности определяют их понимание идентичности учителя. Выделены пять стилей преподавания, через которые крафтовые мастера на практике воплощают свои представления об идеальном учителе в сфере ремесленного неформального образования.


Ключевые слова
крафтовое предпринимательство; карьерные траектории; профессиональная идентичность; профессионализация; неформальное образование; учитель


Список литературы

Вольф Д. В. Феномен DIY в художественной культуре XX–ХХI веков: дис. … канд. культуролог. наук: 24.00.01. М., 2016. 211 с. [Wolf D. V. (2016) DIY Phenomenon in the Artistic Culture of the 20th – 21st Centuries: Ph.D. thesis. culturology: 24.00.01. Moscow. 211 p. (In Russ.)]

Минько Э. В., Минько А. Э. Профессиональные культура и стиль преподавания в высшей школе // Вест‑ ник высшей школы. 2014. № 6. С. 83–89. [Minko E.V., Minko A. E. (2014) Professional culture and style of lecturing at high school. Vestnic vyshey shkoly [Higher School Herald]. No. 6: 83–89. (In Russ.)]

Antonek J. L., McCormick D.E., Donato R. (1997) The student teacher portfolio as autobiography: Developing a professional identity. The Modern Language Journal. Vol. 81. No. 1: 15–27.

Arthur M. B. (2008) Examining contemporary careers: A call for interdisciplinary inquiry. Human relations. Vol. 61. No. 2: 163–186.

Beijaard D., Meijer P. C., Verloop N. (2004) Reconsidering research on teachers’ professional identity. Teaching and teacher education. Vol. 20. No. 2: P. 107–128.

Bekerman Z., Keller D. S. (2004) Non Formal Pedagogy Epistemology Rhetoric and Practice. Education and Society. Vol. 22. No. 1: 45–65.

Fox Miller C. (2017) The contemporary geographies of craft-based manufacturing. Geography compass. Vol. 11. No. 4: 1–13.

Hall D., McGinity R. (2015) Conceptualizing teacher professional identity in neoliberal times: Resistance, compliance and reform. Education Policy Analysis Archives. Vol. 23. No. 88: 1–17.

Izadinia M. (2013) A review of research on student teachers’ professional identity. British Educational Research Journal. Vol. 39. No. 4: 694–713.

Katre A. (2020) Self-Directed Learning on the Runway to Crafts Entrepreneurship: Achieving Product–Market Fit through Learning Cycles with Self-Management and Self-Control. Artivate. Vol. 9. No. 2: 45–62.

Mockler N. (2011) Beyond ‘what works’: Understanding teacher identity as a practical and political tool. Teachers and Teaching. Vol. 17. No. 5: 517–528.

O’Connor K.E. (2008) “You choose to care”: Teachers, emotions and professional identity. Teaching and teacher education. Vol. 24. No. 1: 117–126.

Silberman-Keller D. (2003) Toward the Characterization of Non-formal Pedagogy. Presentation at the annual meeting of the American Educational Research Association. Chicago, 21–25 April: 1–55.

Slay H. S., Smith D. A. (2011) Professional identity construction: Using narrative to understand the negotiation of professional and stigmatized cultural identities. Human relations. Vol. 64. No. 1: P. 85–107.

Yair K., Schwarz M. (2011) Making value: Craft in changing times. Cultural Trends. Vol. 20. No. 3–4: 309–316.

Содержание номера № 3, 2022