Поколенческие особенности ценностной социализации российской и китайской молодежи

Поколенческие особенности ценностной социализации российской и китайской молодежи


Цзяньхуэй Л.

аспирант факультета социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петребург, Россия st068366@student.spbu.ru

DOI: 10.31857/S013216250026385-6
ID статьи на сайте журнала:


Исследование выполнено при поддержке Китайского совета по стипендиям (中国留学基金委, http: www.csc.edu.cn)

Рубрика: Первые шаги

Ссылка при цитировании:

Цзяньхуэй Л. Поколенческие особенности ценностной социализации российской и китайской молодежи // Социологические исследования. 2023. № 6. С. 152-158.
DOI 10.31857/S013216250026385-6



Аннотация

В статье изучается изменение жизненных ценностей молодежи в Китае и в России за последние 30 лет по двум возрастным когортам. Результаты ценностной социализации молодых поколений двух стран оценивались по данным волн лонгитюдного международного исследования ценностей двух поколений: 1) поколение молодых людей, родившихся в 1966 г. (проводилось в 1995–1998 гг.); 2) поколение молодых людей, родившихся в 1991 г. (проводилось по той же методике в 2017–2020 гг.). Изучение данных показало, что традиционные СМИ, а также появившиеся благодаря Интернету новые медиа являются важными факторами, влияющими на изменение ценностей молодежи от поколения к поколению. У современной российской и китайской молодежи изменились семейные ценности и карьерные установки по сравнению с поколением их родителей. Подтверждено, что ценность образования российской и китайской молодежи растет, но существенно возрастает также значимость гедонистических ценностей


Ключевые слова
социальное поколение; молодежь; социализация; социальные ценности; СМИ; Интернет; реклама


Список литературы

Бао Дунмин. Сравнение и анализ ценностей двух поколений в современном Китае // Официальный сайт «Китайское образование» (鲍东明. 现代中国两代人价值观的比较与分析 // 中国官方网站中国教育2003). URL: http://www.ruiwen.com/news/14631.htm (дата обращения: 22.09.2022).

Ван Мэн. Исследование механизмов изменения ценностей китайской молодежи за последние 40 лет реформ и открытости // Современные молодежные исследования, 2018. С. 31–36. (王萌. 改革开放四十年中国青年价值观变迁机制研究 // 当代青年研究,2018:第31–36页).

Головин Н.А., Петренко П.А. Теория социальной коммуникации Н. Лумана в эволюционно-коммуникативной перспективе // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер. 12. № 1. С. 163–164.

Линь Сяньдун. Исследование социального участия молодежи в перспективе новых медиа // Китайская молодежная социальная наука. 2021. № 4. С. 99–104 (林显东. 新媒体视角下的青年社会参与探索 // 中国青年社会科学, 2021. № 4. 第99–104页).

Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2012.

Young Y., Land K.K. Cohort Analysis Age and Historical Period: New Models, Methods, and Empirical Applications. Ebook. Cleveland, Ohio: CRC Press, 2013.

Содержание номера № 6, 2023