Доверие как личное благо в контексте социального капитала

Доверие как личное благо в контексте социального капитала


Монд Д. Л.

независимый исследователь, Москва, Россия socapital.mond@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250027377-7
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Монд Д. Л. Доверие как личное благо в контексте социального капитала // Социологические исследования. 2023. № 8. С. 143-153.
DOI 10.31857/S013216250027377-7



Аннотация

Задача статьи – концептуализация доверия как личного блага. Актуальность задачи обусловлена тем, что сегодня социальный капитал одновременно изучают в разных парадигмах – личного и общественного блага, – вследствие чего невозможно дать ему четкое определение. Одна из причин этой двойственности в том, что в разных парадигмах изучают ключевой элемент социального капитала – доверие. Правопорядок и личная репутация создают доверие к человеку, но первый обычно считают достоянием общества, а вторую – конкретной личности. В этом свете актуализируется возможность концептуализации доверия исключительно в одной из парадигм. Сначала автор описывает свою концепцию социального капитала, дает определение доверия и описывает его роль в контексте социального капитала. Затем источники доверия делятся на три типа: свойства субъекта, свойства объекта и свойства контекста. На этой основе выделяются три чистых типа доверия (базовое, личное, коллективное) и одно составное (категориальное). Далее они последовательно привязываются к конкретной социальной единице при помощи вспомогательной концепции коллектива, демонстрируя принципиальную возможность концептуализации доверия как личного блага. Отдельное внимание уделяется роли институтов в создании доверия, которые автор предлагает считать свойствами коллектива. В заключении описывается логика преобразования видов доверия друг в друга.


Ключевые слова
доверие; виды доверия; личное; общее; базовое; коллективное; категориальное; социальный ресурс; социальный капитал; готовность оказать услугу


Список литературы

Штомпка П. Доверие – основа общества. М.: Логос, 2012. [Sztompka P. (2012) Doverie – osnova obshchestva. Moscow: Logos. (In Russ.)]

Banfield E.C., Banfield L.F. (1975) The moral basis of a backward society. New York: Free Press etc.

Bourdieu P. (1986) The forms of capital. In: Richardson J.G. (ed.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York, Greenwood Press: 241–258.

Burt R.S. (2005) Brokerage and closure: an introduction to social capital. Oxford, Oxford University Press.

Cawvey M., Hayes M., Canache D., Mondak J.J. (2018) Biological and Psychological Influences on Interpersonal and Political Trust. In: Uslaner E.M. (ed.) The Oxford Handbook of Social and Political Trust. New York, N.Y.: Oxford University Press: 119–147.

Clément F. (2020) Trust: Perspectives in Psychology. In: Simon J. (ed.) The Routledge Handbook of Trust and Philosophy. New York, N.Y.: Routledge, Taylor & Francis Group: 205–213.

Coleman S.J. (1988) Social capital in the creation of human capital. American Journal of Sociology. Vol. 94. Suppl.: 95–120.

Dimock S. (2020) Trust and Cooperation. In: Simon J. (ed.) The Routledge Handbook of Trust and Philosophy. New York, N.Y.: Routledge, Taylor & Francis Group: 160–174.

Fukuyama F. (1995) Trust: Social virtues and the creation of prosperity. New York: Free Press.

Fukuyama F. (2001) Social capital, civil society and development. Third World Quarterly. No. 22(1): 7–20. DOI: 10.1080/01436590020022547.

Gambetta D., Hamill H. (2005) Streetwise: How taxi drivers establish their customers’ trustworthiness. New York: Russell Sage.

Granovetter M. (1992) Problems of explanation in economic sociology. In: Networks and organizations: Structure, form, and action. Ed. by N. Nohria, R.G. Eccles. Boston, Harvard Business School Press: 25–56.

Lahno B. (2020) Trust and Emotion. In: Simon J. (ed.) The Routledge Handbook of Trust and Philosophy.Taylor & Francis: 147–159.

Ledeneva A.V. (2013) Can Russia modernise? Sistema, Power Networks and informal governance. Cambridge: Cambridge University Press.

Liden R.C. et al. (2014) Servant Leadership: Antecedents, Processes, and Outcomes. In: Day D.V. (ed.) The Oxford Handbook of Leadership and Organizations. New York: Oxford Univ. Press: 357–379.

Lin N. (2004) Social capital: A theory of social structure and action. Cambridge, Cambridge University Press.

Möllering G. (2001) The nature of trust: From Georg Simmel to a theory of expectation, interpretation and suspension. Sociology. Vol. 35(2): 403–420.

Möllering G. (2006) Trust: Reason, routine, reflexivity. Elsevier.

Nahapiet J., Ghoshal S. (1998) Social capital, intellectual capital, and the organizational advantage. Academy of Management Review. No. 23 (2): 242–266. DOI: 10.2307/259373.

Putnam R. (1995) Bowling alone: America’s declining social capital. Journal of Democracy. No. 6(1): 65–78. DOI: 10.1353/jod.1995.0002.

Schmid A.A. (2002) Using motive to distinguish social capital from its outputs. Journal of Economic Issues.No. 36 (3): 747–768. DOI: 10.1080/00213624.2002.11506511; EDN EHEAJX.

Uslaner E.M. (2018) The Study of Trust. In: Uslaner E.M. (ed.) The Oxford Handbook of Social and Political Trust. New York, N.Y.: Oxford University Press: 3–14.

Weber M. (1946) From Max Weber: Essays in Sociology. Transl., ed. and an introd. by H.H. Gerth, C.W. Mills. New York: Oxford University Press.

Содержание номера № 8, 2023