Профессиональные стратегии студентов в контексте образа социального будущего

Профессиональные стратегии студентов в контексте образа социального будущего


Дидковская Я. В.

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия. I.V.Didkovskaia@urfu.ru

Трынов Д. В.

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия. DV.Trynov@urfu.ru

Чистяков П. А.

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры вычислительной математики и компьютерных наук Уральский федеральный университет; младший научный сотрудник Института математики и механики УрО РАН, Екатеринбург, Россия. pavel.chistyakov@urfu.ru

DOI: 10.31857/S013216250 027778-8
ID статьи на сайте журнала:


Статья выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект № 23-28-00603, https://rscf.ru/project/23-28-00603/.


Ссылка при цитировании:

Дидковская Я. В., Трынов Д. В., Чистяков П. А. Профессиональные стратегии студентов в контексте образа социального будущего // Социологические исследования. 2023. № 9. С. 63-77.
DOI 10.31857/S013216250 027778-8



Аннотация

Рассматривается влияние характеристик образа социального будущего студенческой молодежи на построение ею профессиональных стратегий. Образ социального будущего интерпретируется как система представлений, ценностных ориентаций и настроений молодых людей относительно перспектив развития социума и возможностей реализовать свой индивидуальный жизненный проект в нем. Выводы авторов опираются на анализ результатов последнего этапа социологического мониторинга «Студент-2020» (2020–2021 гг., квотно-гнездовая выборка; 13 вузов Екатеринбурга; N = 2000). Выявлено, что динамика профессиональных ценностей екатеринбургских студентов характеризуется некоторым усилением тренда утилитарности и прагматичности образа профессионального будущего. При помощи кластерного анализа выделено четыре типа профессиональных стратегий студентов: наиболее представленной является стратегия карьеры наемного работника, наименее – предпринимательская, распространены стратегии отложенного профессионального самоопределения и эскапизма. Показано, что социальный оптимизм в значительной степени способствует предпочтению профессиональной стратегии карьеры наемного работника и в определенной мере предпринимательской стратегии; социальный пессимизм и ожидание наступления негативных событий в будущем более всего способствуют формированию стратегии эскапизма.


Ключевые слова
профессиональные стратегии; студенческая молодежь; образ социального будущего; социальные ожидания


Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Бочко В.С., Захарчук Е.А. Методология формирования образа будущего при разработке стратегии развития территории // Журнал экономической теории. 2019. Т. 16. № 4. С. 688–704. DOI: 10.31063/2073-6517/2019.16-4.7.

Валлерстайн И., Коллинз Р., Манн М. и др. Есть ли будущее у капитализма? М.: Ин-т Гайдара, 2015.

Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В. Студенчество индустриальных регионов России: социальное самочувствие и образ будущего (на  примере Свердловской области и Пермского края) // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 1. С.  8–24. DOI: 10.15593/2224-9354/2020.1.1.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 13–41.

Инглхарт Р.Ф., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011.

Карачаровский В.В., Шкаратан О.И. Разные цели одного общества // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 5–17. DOI: 10.31857/ S013216250003743-0.

Кастельс М. Власть коммуникации. М.: ВШЭ, 2016.

Мчедлова М.М. Российская поликонфессиональность и солидарный образ будущего // Вестник ВолГУ. Сер. «Социальные и гуманитарные науки». 2019. № 4 (24). С. 66–74.

Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М.: Ад Маргинем, 2016.

Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Ин-т человека РАН. Независимый институт гражданского общества, 2002.

Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем, 2014.

Шаповалова И.С., Кисиленко A.B. Духовно-нравственные выборы в жизненных стратегиях молодежи: опыт социологического исследования // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. № 6. С. 15–28.

Bovenberg A.L. The Life-course Perspective and Social Policies: An Overview of the Issues // Cesifo Economic Studies. 2008. Vol. 54. No. 4: 593–641. DOI: 10.1093/cesifo/ifn029.

Buhl H.M., Noack P., Kracke B. The Role of Parents and Peers in the Transition From University to Work Life // Journal of Career Development. 2018. Vol. 45. No. 6: 523–535. DOI: 10.1177/0894845317720728.

Caliskan H., Sapmaz F., Uzunkol E. Value Preferences of University Students as Predictors of Life Goals // Social Indicators Research. 2015. Vol. 124. No. 1: 111–125. DOI: 10.1007/s11205-014-0778-4.

Clausen J.A. American Lives. N.Y.: Free Press, 1993.

Elder G.H., Jr. Perspectives on the Life Course // Elder G.H., Jr. (eds) Life Course Dynamics: trajectories and transitions, 1968–1980. Ithaca: Cornell University Press, 1985. P. 23–49.

Evans K., Furlong A. Metaphors of Youth Transitions: Neches, Pathways, Trajectories or Navigations // Bynner J., Chisholm L., Furlong А. (eds) Youth, Citizenshipand Social Change in a European Context. Aldershot: Ashgate, 1997. P. 17–41.

Frey C., Osborne M. The Future оf Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 114. P. 254–280.

Kasser T. Materialistic Values and Goals // Annual Review of Psychology. 2016. Vol. 67. Р. 489–514. DOI: 10.1146/annurev-psych-122414-033344.

Korkmaz О., Önder F.C. The Relation Between Life Goals and Career Adapt-Abilities: An Investigation of the Mediating Role of Hope // Еducation and Science. 2019. Vol. 44. No. 200. Р. 59–76.

Lendák-Kabók К.A. Gender Perspective on Language, Ethnicity, and Otherness in the Serbian Higher Education System // Journal of Language, Identity & Education. 2021. No. 6. P. 1–15. DOI: 10.1080/15348458.2021.1920415.

Martos T., Kopp M.S. Life Goals and Well-Being: Does Financial Status Matter? Evidence from a Representative Hungarian Sample // Social Indicators Research. 2012. No. 105(3). Р. 561–568. DOI:10.1007/s11205-011-9788-7.

Polak F. The Image of the Future. Amsterdam, London, New York: Elsevier Scientific Publishing Company, 1973.

Vautero J., Silva A.D., do Céu Taveira M. Family influence on undergraduates’ career choice implementation // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2021. No. 8. Р. 551–570. DOI: 10.1007/s10775-020-09453-0.

Содержание номера № 9, 2023