Особенности измерения цифровой грамотности в России

Особенности измерения цифровой грамотности в России


Попов Е. В.

младший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. epopov@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250028532-8
ID статьи на сайте журнала:


Статья выполнена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ 075-15-2022-325).


Ссылка при цитировании:

Попов Е. В. Особенности измерения цифровой грамотности в России // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 51-61.
DOI 10.31857/S013216250028532-8



Аннотация

Обсуждается новая методология Евростата для оценки уровня цифровых компетенций граждан. Выделены разные подходы к пониманию цифровой грамотности (технический, когнитивный, социальный). На их основании выстраивается расширенное понимание цифровой грамотности как обусловленной предыдущим опытом совокупности регулярно практикуемых прикладных компетенций обращения с программным обеспечением компьютера или смартфона, которые позволяют человеку, группе или сообществу решать возникающие задачи на основе критического поиска, анализа, а также последующего синтеза размещенных в сети данных. Рефлексируется апробация новой методологии Евростата на российской выборке. Делается вывод, что обновленный подход не описывает уровень цифровой грамотности россиян исчерпывающе в связи со специфическими реалиями России, которые важно учитывать при анализе данных.


Ключевые слова
цифровая грамотность; цифровые навыки; цифровой разрыв; мониторинг; Евростат


Список литературы

Мельничук М.В. Международные тенденции развития цифровой экономики: опыт стран Северной Европы // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 3. С. 265–269 [Melnichuk M.V. International trends in the development of the digital economy: Nordic experience. Problemy economici I juridicheskoy practiki [Problems of economics and legal practice]. No. 3: 256–269. (In Russ.)]

Bawden D. (2008) Origins and concepts of digital literacy. Digital literacies: Concepts, policies and practices. Vol. 30: 17–32.

Gilster P. (1997) Digital Literacy. New York: Wiley.

Hatlevik O., Christophersen K.-A. (2013) Digital Competence at the Beginning of Upper Secondary School: Identifying Factors Explaining. Digital Inclusion. Computers & Education. Vol. 63: 240–247.

Jones R., Hafner C. (2012) Understanding Digital Literacies: A Practical Introduction. London and New York: Routledge.

Martin A., Grudziecki J. (2007) DigEuLit: Concepts and Tools for Digital Literacy Development. Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. Vol. 5. No. 4: 1–19.

Pangrazio L., Godhe A., Ledesma A. (2020) What is digital literacy? A comparative review of publications across three language contexts. E-Learning and Digital Media: 1–18.

Rantala L., Suoranta J. (2008) Digital literacy policies in the EU: Inclusive partnership as the final stage of governmentality. Digital literacies. Concepts, policies and practices: 91–117.

Waruwu B., Tandoc E., Duffy A., Kim N., Ling R. (2020) Telling lies together? Sharing news as a form of social authentication. New Media & Society. No. 23: 1–18.

Yildiz E. (2020) Opinions of academicians on digital literacy: A phenomenology study. Cypriot Journal of Educational Sciences. Vol. 15. No. 3: 469–478.

Zittrain J. The future of the internet – and how to stop it. Yale University Press, 2008.

Содержание номера № 11, 2023