Научные школы в представлениях ученых

Научные школы в представлениях ученых


Попова И. П.

Кандидат социологических наук,ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия irina_popova@list.ru

DOI: 10.31857/S013216250029335-1
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Попова И. П. Научные школы в представлениях ученых // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 32-43.
DOI 10.31857/S013216250029335-1



Аннотация

Научные школы активно поддерживаются в российской научной политике. В то же время они оцениваются противоречиво: с одной стороны, как инструмент самоорганизации в науке, коллективного производства научного знания и формирования карьеры молодых ученых, а с другой – как возможный фактор недобросовестных искажений состояния отраслей науки. Статья рассматривает роль научных школ в профессиональной биографии ученых в их представлениях. Анализируются интервью с учеными естественно-научных дисциплин, работающими в российских и зарубежных научных организациях, в ходе которых рефлексировалось отношение к научной школе. Сделаны выводы о распространенном понимании научной школы в сфере этих дисциплин как научного направления на российском или международном уровне, фундамент которого заложен в вузе. Оно идентифицируется как научная школа через способ мышления, ценности, этические принципы, имена наиболее авторитетных научных деятелей прошлого, неформальное научное лидерство. Критические оценки связаны с опасениями искажения критериев научной деятельности, несоответствия новому контексту, в том числе в сравнительной перспективе. Это говорит о востребованности трансформации этого института.


Ключевые слова
научные школы; карьера; наука и технологии; ученые; биографическое исследование


Список литературы

Ащеулова Н.А., Душина С.А. Академическая карьера молодого ученого в России // Инновации. 2012. № 7(165). С. 60–68.

Болдырев В.А., Лисица В.Н., Баукин В. Г. Научные школы: анализ данных об индексируемых публикациях // Социология науки и технологий. 2023. Т. 14. № 1. С. 166–185. DOI: 10.24412/2079-0910-2023-1-166-185.

Визгин В.П., Кессених А.В. Научно-школьный подход к истории отечественной физики // История науки и техники. 2016. № 1. С. 3–23.

Дежина И.Г., Киселёва В.В. Тенденции развития научных школ в современной России. М.: ИЭПП, 2009.

Захарчук Т.В. Библиографическая идентификация состава и признаков научной школы // Социология науки и технологий. 2013. Т. 4. № 4. С. 103–119.

Касавин И.Т. Наука – гуманистический проект. М.: Весь Мир, 2020.

Козлова Л.А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. № 3(10). С. 45–65.

Крушанов А.А. В чем смысл проекта «философии коллективной науки»? // Вопросы философии. 2020. № 12. С. 115–123.

Кузнецова Н.И. Параметры научной школы: к постановке проблемы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2022. № 8(38). С. 261–267. DOI: 10.24412/2414-9241-2022-8-261-267.

Макович Г.В. Актуальные проблемы развития российских научных школ на современном этапе // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 12–1. С. 182–186. DOI: 10.17513/snt.38431.

Научная коммуникация. Сб. переводов / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Э.М. Мирского, В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1976.

Олейник А.Н. К институциональной теории науки // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 29–35.

Попова И.П. Профессиональная карьера в сфере науки и технологий – к проблеме устойчивости // Социологические исследования. 2017. № 12. С. 124–134. DOI: 10.7868/S0132162517120133.

Попова И.П. Формирование карьерного старта в науке: влияние семьи и социального контекста // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 101–112. DOI: 10.31857/S013216250017245-2.

Радина Н.К. Феномен «закрытости» в сетях цитирований региональных научных мероприятий: научные школы, невидимый колледж, научные клики // Общественные науки и современность. 2018. № 5. С. 130–142. DOI: 10.31857/S086904990000390-1.

Тихонова С.В. Научная коммуникация: этос науки и воображаемые сообщества в анклавах российской гуманитаристики // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 4. С. 161–174. DOI: 10.24411/2079-0910-2020-14009.

Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г., Петров А.Г. и др. Научная школа как структурная единица научной деятельности. Препринт #WP/2011/288. М.: ЦЭМИ РАН, 2011.

Фортунато С. и др. Наука о науке // Библиосфера. 2021. № 1. С. 25–42. DOI: 10.20913/1815-3186-2021-1-25-42. Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штейнера. М.: Наука, 1977.

Яньшина М.В. Научные школы: социокультурный подход к анализу // Вопросы культурологии. 2011. № 7. С. 15–19.\

Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штейнера. М.: Наука, 1977.

Mayrhofer W., Meyer M., Steyrer J. Contextual Issues in the Study of Careers // Gunz H., Peiperl M. (eds) Handbook of Career Studies. Los Angeles, CA: SAGE, 2007. P. 215–241.

Patton W. Career Theory for Change: The Influences of Social Constructionism and Constructivism, and Convergence // Athanasou J.A., Perera H.N. (eds) International Handbook of Career Guidance. Springer, Cham., 2019. DOI: 10.1007/978-3-030-25153-6_4.

Содержание номера № 12, 2023