В поисках нового среднего класса:
критический взгляд на концепцию общества сингулярностей Андреаса Реквица
Давыдов Д. А.
кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, Екатеринбург, Россия davydovdmitriy90@gmail.com
ID статьи на сайте журнала: 10004
Давыдов Д. А. В поисках нового среднего класса: критический взгляд на концепцию общества сингулярностей Андреаса Реквица // Социологические исследования. 2024. № 3. С. 159-169.
DOI 10.31857/S0132162524030163
В статье рассматривается концепция «общества сингулярностей» Андреаса Реквица. Согласно немецкому социологу, в постиндустриальном обществе позднего модерна «логика общего» уступает «логике индивидуального» – сингулярного: наибольшую ценность имеют не массовые товары и услуги, а те, что обладают неповторимой культурной и символической ценностью. По убеждению Реквица, триумф сингулярного спровоцировал кризис либеральной демократии и веры в прогресс. Преуспевшие в «сингулярную» эпоху представители высокообразованного «нового среднего класса» больше всего ценят творческий индивидуализм, стремятся к самореализации, открытости и культурному разнообразию, что хорошо сочеталось с неолиберализмом и глобализацией, которые, в свою очередь, способствовали росту социально-экономического неравенства и нарастанию культурных противоречий. Соответственно, Реквиц стремится указать на проблему чрезмерной «партикуляризации» общества и утраты «общего». Тем не менее есть основания считать, что сам Реквиц недооценивает проблемы, о которых пишет, и переоценивает положительные стороны «сингуляризации». В статье показано, что представления Реквица об «обществе индивидуальностей», «новом среднем классе» и меритократическом характере новых элит крайне спорны. В наиболее «сингулярных» (креативных, связанных с индивидуальным творчеством) областях деятельности средний класс крайне малочислен, а в современных западных странах доминирующую культурную и политическую позицию занимают не умнейшие меритократы, а те, кто способен привлекать внимание самых широких масс и соответствовать их чаяниям.
Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. М.: НЛО, 2011.
Вайс Х. Мы никогда не были средним классом. Как социальная мобильность вводит нас в заблуждение. М.: ВШЭ, 2021.
Давыдов Д.А. Посткапитализм и классовая трансформация в современном обществе: от классаосвободителя к новому антагонизму? // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 3–13.
Давыдов Д.А. Когда правые левее левых. Аномалии левых дискурсов в эпоху расцвета постматериализма // Антиномии. 2023. Т. 23. № 1. С. 51–89.
Джаффе С. Дорогие коллеги. Как любимая работа портит нам жизнь. М.: Individuum, 2023.
Реквиц А. Общество сингулярностей. О структурных изменениях эпохи модерна. М., Берлин: DirectMEDIA, 2022.
Ритцер Д. Макдональдизация общества 5. М.: Праксис, 2011.
Сувалко А. Прощание с иллюзиями: анализ общества позднего модерна Андреаса Реквица // Социологическое обозрение. 2021. Т. 20. № 1. С. 305–322.
Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. М.: Фонд Университет, СПб.: Владимир Даль, 2002.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.
Anderson С. The Long Tail: Why the Future of Business is Selling Less of More. New York, N.Y.: Hyperion, 2006.
Goodhart D. (2017) The Road to Somewhere: The Populist Revolt and the Future of Politics. London: Hurst.
Jameson F. Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 1991.
Reckwitz A. The End of Illusions: Politics, Economy, and Culture in Late Modernity. Cambridge: Polity, 2021.
Reckwitz A., Rosa H. Late Modernity in Crisis: Why We Need a Theory of Society. Cambridge: Polity, 2023.