Цивилизационный поворот и метатеоретическая реконфигурация современной социологии

Цивилизационный поворот и метатеоретическая реконфигурация современной социологии


Браславский Р. Г.

Кандидат социологических наук,заместитель директора по научной работе Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия r.braslavsky@socinst.ru

DOI: 10.31857/S0132162524040042
ID статьи на сайте журнала: 10027


Исследование выполнено за счет гранта РНФ, проект №  23-18-01067.


Ссылка при цитировании:

Браславский Р. Г. Цивилизационный поворот и метатеоретическая реконфигурация современной социологии // Социологические исследования. 2024. № 4. С. 37-48.
DOI 10.31857/S0132162524040042



Аннотация

В статье предлагается реконструкция современной социологической теории, отводящая центральное место цивилизационному анализу. В конце XX в. попытки решения агентностно-структурной проблемы привели к формированию метатеоретической дилеммы между позициями взаимного конституирования и аналитической автономии, оттеснившей на второй план традиционную дилемму индивидуализма и холизма. Конститутивистское решение снимало дихотомию агентность/социальная структура в реляционной концепции власти. Автономистское решение опосредовало ее, опираясь на аналитическую концепцию культуры. Цивилизационный поворот сводит эти линии метатеоретической реконцептуализации социологической проблематики, фокусируясь на отношении культуры с властью. Разработанная в рамках социологической версии цивилизационного подхода модель соотношения «измерений» и «сфер» социальной жизни сочетает метатеоретические позиции аналитической автономии и взаимного конституирования.


Ключевые слова
цивилизационный анализ; современная социология; аналитическая автономия; взаимное конституирование; культура; власть


Список литературы

Александер Дж., Смит Ф. Сильная программа в культурсоциологии: Элементы структурной герменевтики // Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология. М.: Праксис, 2013. С. 56–94.

Арнасон Й. Понимание цивилизационной динамики: вводные замечания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 6. С. 18–29.

Арнасон Й. Революции, трансформации, цивилизации: пролегомены к переориентации парадигмы // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2017. № 5. С. 37–69.

Арнасон Й. Культурный поворот и цивилизационный подход // Цивилизационные паттерны и исторические процессы. М.: НЛО, 2021. С. 84–109.

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2‑е изд. М.: Академ. проект, 2005.

Йоас Х., Кнебль В. Социальная теория. Двадцать вводных лекций. СПб.: Алетейя, 2011.

Конрад С. Что такое глобальная история? М.: НЛО, 2018.

Масловский М.В. Цивилизационный анализ Й. Арнасона: советская модель модерна // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2012. № 3. С. 346–360.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2005.

Олик Дж. Фигурации памяти: процессо-­реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии // Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. С. 40–74.

Титаренко Л.Г. Восточноазиатский модерн в цивилизационной концепции Йохана Арнасона // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 2. С. 80–95.

Шнирельман В.А. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. Т. I. М.: НЛО, 2011.

Шубрт И. Индивидуализм versus холизм: о попытке преодолении теоретического дуализма // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2013. № 1. С. 34–64.

Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001.

Arnason J.P. Figurational Sociology as a Counter-­Paradigm // Theory, Culture & Society. 1987. Vol. 4. No. 2–3. P. 429–456.

Arnason J.P. Civilization, Culture and Power: Reflections on Norbert Elias’ Genealogy of the West // Thesis Eleven. 1989. Vol. 24. No. 1. P. 44–70.

Arnason J.P. Civilizational Patterns and Civilizing Processes // International Sociology. 2001. Vol. 16. No. 3. P. 387–405.

Arnason J.P. Civilizations in Dispute: Historical Questions and Theoretical Traditions. Leiden; Boston: Brill, 2003.

Arnason J.P. The Cultural Turn and the Civilizational Approach // European Journal of Social Theory. 2010. Vol. 13. No. 1. P. 67–82.

Arnason J.P. The Religio-­political Nexus: Historical and Comparative Reflections // Arnason J.P., Karolewski I.P. (eds) Religion and Politics: European and Global Perspectives. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014. P. 8–36.

Arnason J.P. Elias and Eisenstadt: The Multiple Meanings of Civilisation // Social Imaginaries. 2015. Vol. 1. No. 2. P. 146–176.

Arnason J.P. The Labyrinth of Modernity: Horizons, Pathways and Mutations. L.: Rowman and Littlefield, 2020. Eisenstadt S.N. Macrosociology and Sociological Theory: Some New Directions // Contemporary Sociology. 1987. Vol. 16. No. 5. P. 602–609.

Eisenstadt S.N. The Civilizational Dimension in Sociological Analysis // Thesis Eleven. 2000. No. 1. Vol. 62. P. 1–21.

Elias N. What is Sociology? N. Y.: Columbia University Press, 1978.

Olick J.K. What is “The Relative Autonomy of Culture”? // Hall J.R., Grindstaff L., Lo M.-Ch. (eds) Handbook of Cultural Sociology. L.; N. Y.: Routledge, 2010. P. 97–108.

Smith J. Debating Civilizations: Interrogating Civilizational Analysis in a Global Age. Manchester: Manchester University Press, 2017.

Содержание номера № 4, 2024