Развитие стереотипа «боевой народ» о россиянах (дискурс- и контент-анализ китайских медиа и социальной сети «Вэйбо»)

Развитие стереотипа «боевой народ» о россиянах (дискурс- и контент-анализ китайских медиа и социальной сети «Вэйбо»)


Сюэ Ж.

PhD, доцент Школы иностранных языков Чжэцзянского университета, Ханчжоу, Китай ranyu06@163.com

Лукин А. В.

доктор исторических наук, директор Центра Китая, Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО МИД России, приглашенный профессор Школы государственного управления Чжэцзянского университета, Москва, Россия a.lukin@inno.mgimo.ru

Бочарова А. П.

научный сотрудник Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. apbocharova@hse.ru

DOI: 10.31857/S0132162524090094
ID статьи на сайте журнала: 10208


В части А.В. Лукина и А.П. Бочаровой статья подготовлена при финансовой поддержке МГИМО МИД России в рамках проекта №2025-04-03.


Ссылка при цитировании:

Сюэ Ж. , Лукин А. В., Бочарова А. П. Развитие стереотипа «боевой народ» о россиянах (дискурс- и контент-анализ китайских медиа и социальной сети «Вэйбо») // Социологические исследования. 2024. № 9. С. 100-113.
DOI 10.31857/S0132162524090094


Аннотация

Опираясь на сформулированную У. Липпманом концепцию стереотипов как ментальных образов, упрощенно отражающих реальность, авторы исследуют формирование и эволюцию в 2010–2020-х гг. китайского восприятия русских как «боевого народа». Изучив появление термина «боевой народ» в китайском дискурсе, авторы прослеживают его развитие от онлайн- фэндома японского анимэ- сериала до широкого принятия в официальных и неофициальных китайских медиа. Используются дискурс-анализ, контент- анализ и сентимент- анализ онлайн- платформы Weibo. Анализ коннотаций выражения «боевой народ», применяемого по отношению к россиянам, позволяет сделать вывод, что оно полностью соответствует концепции этнического стереотипа в традиции У. Липпмана или этнотипа в трактовке Дж. Леерссена. Образ «боевого народа» – позитивный стереотип, но при изменении социально- политической ситуации в КНР в принципе возможна его негативная переоценка.


Ключевые слова
стереотипы; общественное мнение; «боевой народ»; Китай; СМИ; онлайн- платформа Weibo


Список литературы

Жэнь    Жань. «Боевая нация» – национальный образ России в Китае // Социологические исследования. 2023. № 7. С. 127–132. [Ren Ran. (2023) “Fighting nation” – national image of Russia in China. Sotsiologicheskie    Issledovaniya [Sociological Studies]. No.7: 127–132. (In Russ.)]

Липпман    У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. [Lippmann W. (2004) Public opinion. Moscow: Foundation Institute “Public opinion” (In Russ.)]

Allport G. W., Postman L. L. (1947) The    Psychology    of    Rumor. New York: Henry Holt.

Almond G. A., Verba S. (1963) The    Civic    Culture:    Political    Attitudes    and    Democracy    in    Five    Nations. Princeton: Princeton University Press.

Aristotle (2013) Politics. Chicago: Chicago University Press.

Bellerand M., Leerssen J. (2013) Imagology:    The    Cultural    Construction    and    Literary    Representation    of    National    Characters:    A    Critical    Survey. Amsterdam: Rodopi.

Boulding K. E. (1959) National Images and International Systems. The    Journal    of    Conflict    Resolution. Vol. 3. No. 2: 120–131.

Dyserinck H. (1966) Zum Problem der «images» und «mirages» und ihrer Untersuchung im Rahmen der Vergleichenden Literaturwissenschaft. Arcadia. No.1: 107–120.

Guyard M-F. (1951) La    Littérature    Comparée. Paris: Presses Universitaires de France.

Inkeles A. (1997) National    Character:    A    Psycho-    Social    Perspective. London: Routledge.

Jervis R. (1970) The    Logic    of    Images    in    International    Relations. New York: Columbia University Press.

Jervis R. (1976) Perception    and    Misperception    in    International    Politics. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Leersen J. (2016) Imagology: On using    ethnicity to make    sense of the world. Revue    d’études    ibériques    et    ibéro-    américaines. No.10: 13–31.

O’Hara R. (1961) Media    for    the    Millions:    The    Process    of    Mass    Communication. New York: Random House.

Содержание номера № 9, 2024