Развитие стереотипа «боевой народ» о россиянах (дискурс- и контент-анализ китайских медиа и социальной сети «Вэйбо»)
Сюэ Ж.
PhD, доцент Школы иностранных языков Чжэцзянского университета, Ханчжоу, Китай ranyu06@163.com
Лукин А. В.
доктор исторических наук, директор Центра Китая, Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО МИД России, приглашенный профессор Школы государственного управления Чжэцзянского университета, Москва, Россия a.lukin@inno.mgimo.ru
Бочарова А. П.
научный сотрудник Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. apbocharova@hse.ru
ID статьи на сайте журнала: 10208
В части А.В. Лукина и А.П. Бочаровой статья подготовлена при финансовой поддержке МГИМО МИД России в рамках проекта №2025-04-03.
Сюэ Ж. , Лукин А. В., Бочарова А. П. Развитие стереотипа «боевой народ» о россиянах (дискурс- и контент-анализ китайских медиа и социальной сети «Вэйбо») // Социологические исследования. 2024. № 9. С. 100-113.
DOI 10.31857/S0132162524090094
Опираясь на сформулированную У. Липпманом концепцию стереотипов как ментальных образов, упрощенно отражающих реальность, авторы исследуют формирование и эволюцию в 2010–2020-х гг. китайского восприятия русских как «боевого народа». Изучив появление термина «боевой народ» в китайском дискурсе, авторы прослеживают его развитие от онлайн- фэндома японского анимэ- сериала до широкого принятия в официальных и неофициальных китайских медиа. Используются дискурс-анализ, контент- анализ и сентимент- анализ онлайн- платформы Weibo. Анализ коннотаций выражения «боевой народ», применяемого по отношению к россиянам, позволяет сделать вывод, что оно полностью соответствует концепции этнического стереотипа в традиции У. Липпмана или этнотипа в трактовке Дж. Леерссена. Образ «боевого народа» – позитивный стереотип, но при изменении социально- политической ситуации в КНР в принципе возможна его негативная переоценка.
Жэнь Жань. «Боевая нация» – национальный образ России в Китае // Социологические исследования. 2023. № 7. С. 127–132. [Ren Ran. (2023) “Fighting nation” – national image of Russia in China. Sotsiologicheskie Issledovaniya [Sociological Studies]. No.7: 127–132. (In Russ.)]
Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. [Lippmann W. (2004) Public opinion. Moscow: Foundation Institute “Public opinion” (In Russ.)]
Allport G. W., Postman L. L. (1947) The Psychology of Rumor. New York: Henry Holt.
Almond G. A., Verba S. (1963) The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton: Princeton University Press.
Aristotle (2013) Politics. Chicago: Chicago University Press.
Bellerand M., Leerssen J. (2013) Imagology: The Cultural Construction and Literary Representation of National Characters: A Critical Survey. Amsterdam: Rodopi.
Boulding K. E. (1959) National Images and International Systems. The Journal of Conflict Resolution. Vol. 3. No. 2: 120–131.
Dyserinck H. (1966) Zum Problem der «images» und «mirages» und ihrer Untersuchung im Rahmen der Vergleichenden Literaturwissenschaft. Arcadia. No.1: 107–120.
Guyard M-F. (1951) La Littérature Comparée. Paris: Presses Universitaires de France.
Inkeles A. (1997) National Character: A Psycho- Social Perspective. London: Routledge.
Jervis R. (1970) The Logic of Images in International Relations. New York: Columbia University Press.
Jervis R. (1976) Perception and Misperception in International Politics. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Leersen J. (2016) Imagology: On using ethnicity to make sense of the world. Revue d’études ibériques et ibéro- américaines. No.10: 13–31.
O’Hara R. (1961) Media for the Millions: The Process of Mass Communication. New York: Random House.