Молодые крафтовые предприниматели (ремесленники) Санкт-Петербурга о мерах государственной поддержки
Крупец Я. Н.
кандидат социологических наук, заместитель директора Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики», - Санкт‑ Петербург, Санкт‑ Петербург, Россия. ykrupets@hse.ru
Епанова Ю. В.
Кандидат культурологии, научный сотрудник Центрf молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» – Санкт‑ Петербург, Санкт‑ Петербург, Россия. yepanova@hse.ru
ID статьи на сайте журнала: 10241
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Крупец Я. Н., Епанова Ю. В. Молодые крафтовые предприниматели (ремесленники) Санкт-Петербурга о мерах государственной поддержки // Социологические исследования. 2024. № 10. С. 69-79.
DOI 10.31857/S0132162524100069
В статье анализируются установки молодых крафтовых предпринимателей (ремесленников) по отношению к мерам государственной поддержки малого бизнеса. Анализ базируется на серии качественных интервью с ремесленниками г. Санкт- Петербурга, развивающими свое дело в рамках креативной экономики. Интервью были собраны в 2021 г. и позволили проследить, как менялось восприятие помощи со стороны государства в доковидный и ковидный периоды. Авторы доказывают, что молодые предприниматели ориентированы на официальную регистрацию своего дела на определенном этапе его развития из рациональных и этических мотивов. Ключевыми в отношениях с государством становятся ценность автономности и субъектности, избегание патернализма и стремление к комфорту и ясности в бюрократических процедурах. COVID-19, с одной стороны, подтолкнул молодых предпринимателей к поиску поддержки у государства, с другой стороны, предлагаемые государственные меры оказываются маловостребованными и низко эффективными, так как не соответствуют запросу предпринимателей или «не видят» мастеров в качестве нуждающихся.
Ариф Э. М., Кузьминова Т. А. Личное – это профессиональное: этичность молодых крафтовых предпринимателей в Санкт- Петербурге // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 3(163). С. 179–199. DOI: http://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1922.
Балацюк Е. С., Гладченко Е. А. Профессиональная идентичность учителей крафта в сфере неформального образования в Санкт- Петербурге // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 74–82. DOI: 10.31857/S013216250016402-5.
Веселов Ю. В. Доверие в предпринимательской среде Санкт- Петербурга: опыт эмпирического исследования // Вестник Санкт- Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. Вып. 4. С. 366– 383. DOI: 10.21638/spbu12.2022.404.
Касамара В. А., Сорокина А. А. Образ государства в представлениях российских предпринимателей // Вопросы теоретической экономики. 2022. № 3. С. 144–156. DOI: 10.52342/2587-7666VTE_2022_3_144_156.
Крупец Я. Н., Майборода А. В., Кузинер Е. Н. «Если ты маленький, ты никому не нужен»: молодые креативные предприниматели Санкт- Петербурга и их отношения с государством // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 3. С. 405–420. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-3-405-420.
Майборода А., Крупец Я., Епанова Ю. «Оттолкнулись от дна и пошли дальше»: стратегии совладания с кризисом крафтовых предпринимателей Санкт- Петербурга // Журнал исследований социальной политики. 2023. № 21(1). С. 45–60. DOI: 10.17323/727-0634-2023-21-1-45-60.
Маковецкий М. Ю. Малое и среднее предпринимательство как ключевой элемент экономического развития Российской Федерации // Вестник Московского университета имени СЮ Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2020. № 4 (35). С. 66–74.
Неопуло К. Л. О необходимости совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как фактора повышения предпринимательской активности малого бизнеса // Путеводитель предпринимателя. 2020. № 13(1). С. 137–145. DOI: 10.24182/2073-9885-2020-13-1-137-145.
Ягофарова И. Д. Антикризисные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Образование и право. 2021. № . 7. С. 139–143. DOI: 10.24412/2076-1503-2021-7-139-143A cultural economic analysis of craft / Ed. by A. Mignosa, P. Kotipalli. Cham: Palgrave Macmillan, 2019.
Apedo‑ Amah M. C., Avdiu B., Cirera X., Cruz M., Davies E., Grover A., Tran T. T. Unmasking the Impact of COVID-19 on Businesses. Policy Research Working Paper Series. 9434. February, 2021.
Bredvold R., Skålén P. Lifestyle entrepreneurs and their identity construction: A study of the tourism industry // Tourism Management. 2016. Vol. 56. С. 96–105. DOI: 10.1016/j.tourman.2016.03.023.
Cowling M., Brown R., Rocha A. Did you save some cash for a rainy COVID-19 day? The crisis and SMEs // International Small Business Journal. 2020. No. 38(7). P. 593–604. DOI: 10.1177/02662426209451.
Fox Miller C. The Contemporary Geographies of Craft‐based Manufacturing // Geography Compass. 2017. No. 11(4): e12311.
Groenewegen J., Hardeman S., Stam E. Does COVID-19 state aid reach the right firms? COVID-19 state aid, turnover expectations, uncertainty and management practices // Journal of Business Venturing Insights. 2021. No. 16. e00262. DOI: 10.1016/j.jbvi.2021.e00262.
Handy C. The Empty Raincoat: Making Sense of the Future. London: Random House, 1994.
Krupets Y., Epanova Y. Developing craft business in Russia: capitals and tactics of young cultural entrepreneurs // Cultural Trends. 2021. P. 1–15. DOI: 10.1080/09548963.2021.1996203.
Luckman S. Craft and the creative economy. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015.
Patel K., Dudrah R. Special issue introduction: Craft economies and inequalities // European Journal of Cultural Studies. 2022. No. 25(6). P. 1549–1555. DOI: 10.1177/13675494221136618.
Poliakov S. Careers and lifestyles of young cultural entrepreneurs in St. Petersburg // Creative Industries Journal. 2021. No. 14(3). P. 269–282. DOI: 10.1080/17510694.2020.1848267.
Razumovskaia E., Yuzvovich L., Kniazeva E., Klimenko M., Shelyakin V. The effectiveness of Russian government policy to support smes in the COVID-19 pandemic // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020. Vol. 6. No. 4. P. 160. DOI: 10.3390/joitmc6040160.
Scott M. ‘Hipster capitalism’ in the age of austerity? Polanyi meets Bourdieu’s new petite bourgeoisie // Cultural Sociology. 2017. No. 11(1). P. 60–76. DOI: 10.1177/1749975516681226.