Политические ориентации современных школьников (на примере старшеклассников Свердловской области)
Меренков А. В.
доктор философских наук, профессор Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. anatoly.mer@gmail.com
Дровнева А. В.
магистр социологии, советник директора средней общеобразовательной школы № 8, п. Кашино Свердловской области, Россия. av.troshkova15@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 10289
Меренков А. В., Дровнева А. В. Политические ориентации современных школьников (на примере старшеклассников Свердловской области) // Социологические исследования. 2024. № 11. С. 161-165.
DOI 10.31857/S0132162524110144
В статье представлены результаты опроса старшеклассников Свердловской области (N = 875, апрель 2024 г.), проведенного с целью изучения их политических ориентаций. Выявлено, что большинство подростков 15–17 лет (73%) проявляют интерес к информации о политических событиях. Наибольшую активность в развитии умения анализировать политические события демонстрируют учащиеся 10-го класса, но в выпускном 11-м классе интерес к политике снижается. У старшеклассников развивается и практико- ориентированный блок политических ориентаций: 61% считают нужным участвовать в обсуждении и реализации проектов развития своего поселения и региона. Тревожит отсутствие акторов, мнениям которых о политике старшеклассники существенно доверяли бы, хотя своим учителям они доверяют все же заметно чаще, чем родителям.
Асеев С. Ю., Шашкова Я. Ю. Образ политики в сознании школьников регионов России и Казахстана:
сравнительный анализ // Вестник ТомГУ. Философия. Социология. Политология. 2020. № 453.
С. 92–97.
Батанина И. А., Бордовская Е. В. Категории «ценности» и «ценностные ориентации» в дискурсе поли
тологического сообщества: к истории вопроса // Среднерусский вестник общественных наук.
2013. № 3(29). С. 110–123.
Володенков С. В., Артамонова Ю. Д. Информационные капсулы как структурный компонент современ
ной политической интернет‑ коммуникации // Вестник ТомГУ. Философия. Социология. Полито
логия. 2020. № 53. С. 188–196.
Меренков А. В. Система детерминации человеческой деятельности. Екатеринбург: УрГГА, 2003.
Романова Е. В. Формирование моделей политического поведения молодежи (по материалам социо
логического исследования в Алтайском крае) // Известия АлтГУ. Политология. 2012. № 4–1(76).
С 254–260.
Собкин В. С. Подросток и политика: изменение ценностных ориентаций // Вопросы образования.
2008. № 4. С. 180–216.
Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997.
Сорокин П. А. Социологические теории современности. М.: ИНИОН АН СССР, 1992.