Отечественная социальная мысль и онтологические горизонты современной социологической теории
Шмерлина И. А.
Кандидат философских наук,ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия shmerlina@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала: 10395
Шмерлина И. А. Отечественная социальная мысль и онтологические горизонты современной социологической теории // Социологические исследования. 2025. № 2. С. 15-24.
DOI 10.31857/S0132162525020022
В статье представлен опыт теоретико- методологической и историко-социологической рефлексии социально-онтологической проблематики, ставшей в последнее время предметом активного обсуждения. Ряд исследователей определяет эту ситуацию как «онтологический поворот», что в статье оценивается как избыточная метафора. Манифестируемый в виде «плоской онтологии» «онтологический поворот» свидетельствует не столько о методологической озабоченности философскими основаниями социологических поисков, сколько о стремлении нейтрализовать крайности социального конструктивизма. В статье показано, что «онтологический поворот» в версии «плоской онтологии» Бруно Латура представляет собой демонстративный отказ от обсуждения онтологической проблематики и сведение ее к методологии исследовательской работы. Отсутствие онтологической ясности в отношении исследуемых сущностей порождает исследовательскую ситуацию, в которой социальная онтология сводится к предмету исследования, «конструкты второго порядка» сливаются с непосредственными суждениями респондента, а онтология социального целого подменяется онтологией субъекта. Полагая, что социальная онтология связана с двумя принципиальными вопросами – из чего «состоит» социальное и на каком уровне оно существует, автор обращается к социологии П. А. Сорокина и социальной философии С. Л. Франка. Творчество первого помогает обосновать идею семиотической природы социальной реальности, работы второго способствуют пониманию природы социальных связей, в полной мере постигаемой на уровне социального системного целого. Холистический подход Франка, продуктивный как методологическая альтернатива «плоской» онтологии, эксплицируется в статье в трех ракурсах – религиозном, феноменологическом и системном.
Брассье Р. Понятия и объекты // Логос. 2017. № 3. С. 227–262.
Бурбулис Ю. В. Обновление онтологии: социальность бытия // Известия УрФУ Сер. 3. Общественные науки. 2019. Т. 14. № 3. С. 18–28.
Гофман А. Б. Существует ли общество? (От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности) // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 18–25.
Деланда М. Новая философия общества: Теория ассамбляжей и социальная сложность / Пер. с англ. К. С. Майорова. Пермь: Гиле Пресс, 2018.
Дюркгейм Э. Метод социологии //. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана. М.: Наука, 1991. С. 391–532.
Зеньковский В. В. История русской социологии. М.: Академ. Проект, Раритет, 2001.
Керимов Т. «Онтологический поворот» в социальных науках: возвращение эпистемологии // Социологическое обозрение. 2022. Т. 21. № 1. С. 109–130. DOI: 10.17323/1728-192x-2022-1-109-130.
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: НЛО, 2002.
Латур Б. АСТ: вопрос об отзыве // Логос. 2017б. Т. 27. № 1. С. 201–216.
Латур Б. Об акторно- сетевой теории. Некоторые разъяснения, дополненные еще большими усложнениями // Логос. 2017а. Т. 27. № 1. С. 173–200.
Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно- сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. М.: ВШЭ, 2014.
Луман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем., послесл. и прим. А. Антоновского. М.: Логос, 2004.
Напреенко И. Семиотический поворот в STS: теория референта Бруно Латура // Социология власти. 2013. № 1–2. С. 75–98.
Современная социальная онтология в зеркале российской онтологической традиции: дискурсы и интерпретации / Под общ. ред. А. М. Орехова. Королев: Космос, 2024.
Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. Ч. 1. Петроград: Изд. т-во «КОЛОС», 1920.
Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 13–146.
Широков А. Политика объяснения и стратегия описания Бруно Латура: как писать инфрареферентные тексты // Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 1. С. 186–217.
Шмерлина И. А. Концептуальные ракурсы понятия интерсубъективности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022б. № 25. С. 7–40. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.3.1.
Шмерлина И. А. Социология социальных форм: пересборка теории. М.: ФНИСЦ РАН, 2022a.
Шмерлина И. А. Семиотическая концепция социальности: постановка проблемы // Социологический журнал. 2006. № 3–4. С. 25–45.
Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма // Новый мир. 1971. № 10. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH12W.HTM (дата обращения: 20.10.2014).
Bhaskar R. A Realist Theory of Science. G.B.: Verso Books, 2008.