Научное наставничество в высшем образовании:
коммуникативный подход к интерпретации
Амбарова П. А.
Доктор социологических наук, профессор Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 10398
Исследование выполнено за счет гранта РНФ, проект № 23-28-01291.
Амбарова П. А. Научное наставничество в высшем образовании: коммуникативный подход к интерпретации // Социологические исследования. 2025. № 2. С. 40-51.
DOI 10.31857/S0132162525020044
В статье предложена трактовка феномена научного наставничества в высшем образовании с позиций коммуникативной методологии. Обосновано, что такая интерпретация помогает понять смысл научного наставничества и соотнести его с иными практиками подготовки молодых исследователей (научным руководством, научной школой). Научное наставничество рассматривается как гибридное научно-образовательное явление, отражающее взаимосвязь между наукой и образованием в высшей школе, а также коммуникативную связь между научной и образовательной культурами. Коммуникативная интерпретация научного наставничества раскрывается в определении его позиций в системе формальных и неформальных научных коммуникаций, значения в символических коммуникациях в академической среде, а также в трансмиссии молодому поколению смыслов и значений, неявного знания, этических норм и социальных эмоций, регулирующих деятельность и взаимодействие в научном сообществе. Показано значение коммуникативной интерпретации научного наставничества для развития социологии высшего образования и социологии науки, университетских практик управления наукой.
Амбарова П. А. Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 4. С. 61–78.
Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Институциональные модели научного наставничества над студентами российских вузов: организационно- управленческие аспекты // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. № 3. С. 5–16.
Амбарова П. А., Шаброва Н. В., Кеммет Е. В. Научный руководитель и научный наставник: обновление старых ролей и смыслов // Вестник Института социологии. 2024. Т. 15. № 4. С. 282–302.
Антоновский А. Ю. Понимание и взаимопонимание в научной коммуникации // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 45–57.
Бедный Б. И., Рыбаков Н. В., Жучкова С. В. О влиянии институциональных трансформаций на результативность российской аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 9–29.
Бохан Т. Г., Шабаловская М. В., Галажинская О. Н., Ульянич А. Л., Шухлова Ю. А., Заикина М. Д. Психологические барьеры в научно- исследовательской деятельности молодых ученых // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 81–95.
Бурганова Л. А., Мягков Г. П. Образ научного сообщества: эволюция методологических репрезентаций // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 2. С. 139–146.
Гаврилова Е. В., Ушаков Д. В., Юревич А. В. Трансляция научного опыта и личностное знание // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 28–35.
Гиндес Е. Г., Троян И. А., Кравченко Л. А. Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8–9. С. 110–129.
Григорьева А. В. Успешность аспирантов в области социальных наук: роль научного руководителя // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. Т. 24. № 4. С. 90–109.
Григорьева А. В., Тереньтьев Е. В. Научное руководство аспирантами: систематический обзор подходов к концептуализации и эмпирическому анализу // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 49–61.
Дворяткина С. Н., Щербатых С. В. Новые инструменты реализации наставничества в вузах Центра России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 4. С. 12–17.
Демина Н. В. Институционализация в сообществе ученых: защита кандидатской диссертации как обряд перехода // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 1. С. 97–112.
Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 25–36.
Зборовский Г. Е. К вопросу о применении концепции научно- образовательного знания в социологии // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 4. С. 94–114.
Комарова Г. А. Научное сообщество как междисциплинарное исследовательское поле // Политическая концептология. 2011. № 1. С. 133–150.
Кочемасова Л. А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18. № 1. С. 29–46.
Кулагин О. И., Гладких Е. Г., Казаковцева О. С., Кравцова Т. С., Николаева А. В. Анализ практик наставничества в науке // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28. № 3. С. 123–135.
Осадчая Г. И., Юдина Т. Н. Опыт научного наставничества академических ученых // Вестник Южно- Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. № 3. С. 82–90.
Петров М. К. Научное творчество как социальный феномен // Научная мысль Кавказа. 2007. № 3. С. 3–12.
Поланьи М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985.
Рассолова Е. Н., Максимова О. А. Закрытые исследовательские сообщества: повседневность в профессиональных коммуникациях разных поколений исследователей // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2019. Т. 12. № 4. С. 67–75.
Селезнева А. В., Попова С. Ю. Наставничество молодых ученых: концептуальные основания и инструментально- технологические решения // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2021. Т. 4. № 3. С. 19–43.
Соколов М. Наука как церемониальный обмен: теория пространств внимания, академического статуса и символической борьбы // Социологическое обозрение. 2021. Т. 20. № 3. С. 9–42.
Строгецкая Е. В., Бетигер И. Б. Вовлечение студентов в науку в фокусе социологического анализа // Дискурс. 2024. Т. 10. № 1. С. 56–72.
Стромов В. Ю., Сысоев П. В. Модель организации научно- исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 75–82.
Юдин Г. Б. Иллюзия научного сообщества // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 57–84.
Bakioğlu A., Keser S., Korumaz M., Didin Ala S. (2022) A phenomenological research on the role of emotional orientation in academics’ professional lives. Journal of Pedagogical Research. Vol. 6. № 1. URL: https://dx.doi.org/10.33902/JPR.2022175848
Dolgaleva A. V. (2024) Emotional labour of university teachers in the context of academic capitalism: therapeutic ethos and communicative norms and practices with students (case study of two universities). Журнал исследований социальной политики. Т. 22. № 1. С. 79–90.
Merton R. (1977) The Sociology of Science: An Episodic Memoir // Merton R., Gaston J. The Sociology of Science in Europe. Carbondale: Southern Illinois University Press. P. 3–145.
Meuleners J. S., Neuhaus B. J., Eberle J. (2022) Basic needs support and achievement emotions in daily research of life scientists considering academic positions. Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. URL: https://doi.org/10.3389/feduc.2022.868752
Rager K. B. (2005) Compassion Stress and the Qualitative Researcher. Qualitative Health Research. 2005. Vol. 15. № 3. P. 423–430.
Ritchie T. S., Rossiter D. L., Opris H. B., Akpan I. E., Oliphant S., McCartney M. How do STEM graduate students perceive science communication? Understanding science communication perceptions of future scientists. PLoS One. 2022. 17(10): e0274840.