Социально-экономические факторы развития этического потребления в современном мире: есть ли будущее в России?

Социально-экономические факторы развития этического потребления в современном мире:
есть ли будущее в России?


Шабанова М. А.

Доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия mshabanova@hse.ru

Гицалова Т. А.

Стажер-исследователь Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ tagitsalova@edu.hse.ru

ID статьи на сайте журнала: 5174


Ссылка при цитировании:

Шабанова М. А., Гицалова Т. А. Социально-экономические факторы развития этического потребления в современном мире: есть ли будущее в России? // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 150-160



Аннотация

Систематизируются результаты исследований условий развития этичного потребления. На данных эмпирического исследования выявляются уровень, установки и факторы включения в этичные потребительские практики студенческой молодежи. С помощью регрессионного анализа установлено, что основную роль в реальном включении молодых россиян в этичное потребление играют экономические, ценностно-деятельностные и институциональные факторы. Сделан вывод о потенциале и условиях расширения сторонников этой практики в России.


Ключевые слова
этичное потребление; социальные практики; социальные инновации; гражданская активность; гражданское общество; студенчество


Список литературы

Костров Я.О. Этический консьюмеризм // Реклама. Теория и практика. 2006. №5. С. 340–346.

Ariztía T., Kleine D., Brightwell D.G.S.L., Agloni N., Afonso R., Bartholo R. Ethical consumption in Brazil and Chile: Institutional contexts and development trajectories // Journal of Cleaner Production. 2014. Vol. 63. P. 84–92.

Beltramini R.E., Peterson R.A., Kozmetsky G. Concerns of College Students Regarding Business Ethics // Journal of Business Ethics. 1984. Vol. 3. № 3. P. 195–200.

Bray J., Johns N., Kilburn D. An Exploratory Study into the Factors Impeding Ethical Consumption // Journal of Business Ethics. 2011. Vol. 98. № 4. P. 597–608.

Cailleba P., Casteran H.A. Quantitative study on the fair trade coffee consumer // Journal of Applied Business Research. 2009. Vol. 25. № 6. P. 31–46.

Carrigan M., Szmigin I., Wright J. Shopping for a better world? An interpretative study of the potential for ethical consumption within the older market // Journal of Consumer Marketing. 2004. Vol. 21. № 26. P. 401–417.

Chonko L.B., Hunt S.D. Ethics and Marketing Management: An Empirical Examination // Journal of Business Research. 1985. Vol. 13. № 4. P. 339–359.

D’Astous A., Legendre A. Understanding Consumers’ Ethical Justifications: A Scale for Appraising Consumers’ Reasons for Not Behaving Ethically // Journal of Business Ethics. 2009. Vol. 87. № 2. P. 255–268.

Deng X. Factors influencing ethical purchase intentions of consumers in China // Social Behavior and Personality. 2013. Vol. 41. № 10. P. 1693–1703.

De Pelsmacke, P., Janssens W., Sterckx E., Mielants C. Fair-trade beliefs, attitudes and buying behavior of Belgian consumers // International Journal of Nonprofit and Voluntary Sector Marketing. 2006. Vol. 11. № 2. P. 125–138.

De Pelsmacker P., Driesen L., Rayp G. Do Consumers Care about Ethics? Willingness to Pay for Fair- Trade Coffee // Journal of Consumer Affairs. 2006. Vol. 39. № 2. P. 363–385.

Diamantopoulos A., Schlegelmilch B., Sinkovics R., Bohlen G. Can socio-demographics still play a role in profiling green consumers? A review of the evidence and an empirical investigation // Journal of Business Research. 2003. Vol. 56. № 6. P. 465–480.

Do Paço A., Raposo M. “Green” segmentation: An application to the Portuguese consumer market // Market Intelligence and Planning. 2009. Vol. 27. № 3. P. 364–379.

Eckhardt G.M., Belk R., Devinney T.M. Why don’t consumers consume ethically? // Journal of Consumer Behaviour. 2010. Vol. 9. № 6. P. 426–436.

Ethical Consumer Markets Report 2012 / The Co-operative Group. ECRA, 2012.

Fraj E., Martinez E. Influence of personality on ecological consumer behavior // Journal of Consumer Behavior. 2006a. Vol. 5. № 3. P. 167–181.

Fraj E., Martinez E. Environmental values and lifestyles as determining factors of ecological consumer behavior: An empirical analysis // Journal of Consumer Marketing. 2006b. Vol. 23. № 3. P. 133– 144.

Goig R.L. Fair trade and global cognitive orientation: A focus on Spanish fair trade consumers // International Journal of Consumer Studies. 2007. Vol. 31. № 5. P. 468–477.

Haanpää L. Consumers’ green commitment: Indication of a postmodern lifestyle? // International Journal of Consumer Studies. 2007. Vol. 31. № 5. P. 478–486. 160

Iyer E.S., Kashyap R.K. Consumer recycling: Role of incentives, information, and social class // Journal of Consumer Behavior. 2007. Vol. 6. № 1. P. 32–47.

Laroche M., Bergeron J., Barbaro-Forleo G. Targeting consumers who are willing to pay more for environmentally friendly products // Journal of Consumer Marketing. 2001. Vol. 18. № 6. P. 503–520.

Lee K. Gender differences in Hong Kong adolescent consumers’ green purchasing behavior // Journal of Consumer Marketing. 2009. Vol. 26. № 2. P. 87–96.

Olli E., Grendstad G., Wollebaek D. Correlates of environmental behaviors: Bringing back social context // Environment and Behavior. 2001. Vol. 33. № 2. P. 181–208.

Roozen I.T.M. Who are really purchasing environmentally friendly detergents? // International Journal of Consumer Studies. 2007. Vol. 21. № 3. P. 237–245.

Schlegelmilch B.B., Bohlen G.M., Diamantopoulos A. The link between green purchasing decisions and measures of environmental consciousness // European Journal of Marketing. 1996. Vol. 30. № 5. P. 35–55.

Shaw D., Grehan E., Shiu E., Hassan L., Thomson J. An exploration of values in ethical consumer decision making // Journal of Consumer Behavior. 2005. Vol. 4. № 3. P. 185–200.

Shaw D., Shiu E., Clarke I. The Contribution of Ethical Obligation and Self-Identity to the Theory of Planned Behaviour: An Exploration of Ethical Consumers // Journal of Marketing Management. 2000. Vol. 16. № 8. P. 879–894.

Starr M.A. The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence // Journal of Socio-Economics. 2009. Vol. 38. № 6. P. 916–925.

Straughan R.D., Roberts J.A. Environmental segmentation alternatives: A look at green consumer behavior in the new millennium // Journal of Consumer Marketing. 1999. Vol. 16. № 6. P. 558–575.

Тanner C., Kast S.W. Promoting Sustainable Consumption: Determinants of Green Purchases by Swiss Consumers // Psychology and Marketing. 2003. Vol. 20. № 10. P. 883–902.

Carrigan M., Szmigin I., Wright J. Shopping for a better world? An interpretation study of the potential for ethical consumption within the older market // Journal of Consumer Marketing. 2004. Vol. 21. № 26. P. 401–417.

Witkowski T.H., Reddy S. Antecedents of ethical consumption activities in Germany and the United States // Australian Marketing Journal. 2010. Vol. 18. № 1. P. 8–14.

Содержание номера № 3, 2015