Об историческом сознании современной студенческой молодежи
Мерзлякова И. Л.
Кандидат философских наук, доцент Донского государственного технического университета merzlyakovail@mail.ru
Линченко А. А.
Кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Липецк, Россия linchenko1@mail.ru
Овчинникова Э. В.
Старший преподаватель Липецкого государственного технического университета linchenko1@mail.ru
Мерзлякова И. Л., Линченко А. А., Овчинникова Э. В. Об историческом сознании современной студенческой молодежи // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 89-96
Анализируются результаты исследования исторического сознания студенческой молодежи в сопоставлении с аналогичными общероссийскими и зарубежными работами. Выявлены статус прошлого в историческом сознании молодежи, источники знания о прошлом, исторические интересы, специфика исторической идентификации, роль институтов в представлениях молодых людей, этноцентризм. Делается вывод о противоречивом характере трансформации исторического сознания студенческой молодежи, что связано с тенденцией к утрате фундаментальной роли традиций как базовой ценности исторического сознания и ориентации, интереса к семейной истории.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: демографические тенденции и историческое сознание // Мониторинг общественного мнения 2009. № 6.
Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. Историческое сознание: опыт социологического исследования // Вопросы истории. 1989. № 6.
Историческая память в массовом сознании российского общества (результаты социологического мониторинга) // Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. 2003. № 2.
Историческое сознание: состояние и тенденции развития в условиях перестройки (результаты социологического исследования). Информационный бюллетень Центра социологических исследований АОН / Под ред. Ж.Т. Тощенко, В.Э. Бойкова, В.И. Меркушина. М., 1991.
Кутыкова И.В. Историческое сознание студентов Санкт-Петербургского технологического института. Познание и понимание “исторического” поколением 90-х // Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). 2012. № 15.
Немчинов В.М. Эмпирическое исследование исторического сознания подростков в Германии и России // Славяно-германские исследования / А.А. Гугнин, А.В. Циммерлинг (ред.). М., 2000.
Пихоя Р.Г. Историческая память населения России (материалы “круглого стола”) в РАГС при Президенте РФ 20 ноября 2001 г. // Отечественная история. 2002. № 3.
Путятина Т.П. Формирование исторического сознания школьной молодежи в условиях трансформации российского общества. Автореф…дисс. к.соц.н. М., 2007.
Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом, или знают ли американцы историю. М.: НЛО, 2008.
Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4.
Утенков В.М., Закалин А.С. Об историческом сознании студенческой молодежи // Социологические исследования. 2000. № 6.
Angvik M., von Borries B. (Eds.). Youth and History: A comparative European survey on historical consciousness and political attitudes among adolescents. Vol. A: Description. Hamburg: Körber- Stiftung, 1997.
Barca I. Direct observation and history: The ideas of Portuguese students and prospective teachers. New Orleans: AERA, 2002.
Borries B. von. Europe’s Past, Present and Future – Perceived by European Adolescents. A Cross- Cultural Study // History for today and tomorrow. What Does Europe Mean for School History? / Joke van der Leeuw-Roord (Ed.). Hamburg: Körber-Stiftung, 2001.
Borries B. von. Exploring the Construction of Historical Meaning: Cross-Cultural Studies of Historical Consciousness Among Adolescents // Reflections on Educational Achievement: Papers in Honour of T. Neville Postlethwaite to Mark the Occasion of his Retirement from his Chair in Comparative Education at the University of Hamburg / Wilfried Bos and Rainer H. Lehmann (Eds.). N.Y., 1995.
Borries B. von. Methods and Aims of Teaching History in Europe. A Report on Youth and History // Knowing, Teaching & Learning History. National and International Perspectives / Peter N. Sterns, Peter Seixas, Sam Wineburg (Eds.). N.Y.: NYU Press, 2000.
Kölbl C., Straub J. Historical consciousness in Youth. Theoretical and Exemplary Empirical Analyses // Forum Qualitative Sozialforschung. 2001. Vol. 2. № 3. September. URL: http://www.qualitativeresearch. net/fqs-texte/3–01/3–01koelblstraub-e.htm (дата обращения: 12.05.2012).
Labischová D. Factors Shaping the Historical Consciousness of Pupils, Students and Teachers in Czech Schools // The New Educational Review. 2012. Vol. 29. № 3.
Létourneau J., Moisan S. Young people’s Assimilation of a collective Historical Memory: A Case Study of Quebeckers of French-Canadian Heritage // Theorizing historical consciousness / Peter Seixas (еd.). Toronto: University of Toronto Press, 2004.
Rantala J. Children as consumers of historical culture in Finland // Curriculum Studies. 2011. Vol. 43. № 4.
Ribbens K. A narrative that encompasses our history: Historical culture and history teaching // Beyond the Canon. History for the Twenty-first Century / M. Grever and S. Stuurman (Eds.). N.Y.: Palgrave MacMillan, 2007.
Rosenzweig R., Thelen D. The presence of the past: popular uses of history in American life. N.Y.: Columbia University Press, 1998.
Van Beek U. Youth in the New South Africa: A Study of historical consciousness // Pol. social. bull. 2000. № 3.
Wassermann J. The historical consciousness of Afrikaner adolescents – A small scale survey // Historical consciousness – historical culture. International Society for History Didactics 2006 / 2007 Yearbook. Schwalbach: Wochenschau-verlag, 2008.