К вопросу о применении бизнес-модели в сфере высшего образования

К вопросу о применении бизнес-модели в сфере высшего образования


Кугель С. А.

Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН им. Вавилова

Блок М.

Кандидат социологических наук, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета madeleineblock@gmx.net

Хватова Т. Ю.

Доктор экономических наук, профессор, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия tatiana-khvatova@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 5511

Рубрика: Юбилеи

Ссылка при цитировании:

Кугель С. А., Блок М. , Хватова Т. Ю. К вопросу о применении бизнес-модели в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2014. № 10. С. 106-116



Аннотация

В данной статье проводится анализ состояния высшего образования с различных позиций: университетов, преподавателей, исследователей, организаций и общественного мнения. Особое внимание уделяется возрастающей сложности во взаимоотношениях между университетами и их стейкхолдерами1 и принципам нового государственного управления (New Public Management, NPM), стремительно внедряемым в академическую среду. Исследуются и сравниваются рейтинги университетов и научных журналов в России и Германии. Привлечено внимание к целям и контролю, ответственности и этике в новой бизнес-модели для высшего образования и к превращению университетов из относительно независимых оазисов науки и учебы на государственном обеспечении в ориентированные на бизнес генераторы знаний с возрастающей долей самофинансирования.


Ключевые слова
бизнес-модель; образование; университет; государственное управление; рейтинги


Список литературы

Виноградов Д. Диссергейт. Один день с охотниками на липовые диссертации // РИА Новости 2013. URL: http://ria.ru/ocherki/20130305/925877298.html#ixzz2masEZPEJ (дата обращения: 5.03.2013).

Елисеева И.И. Некоторые аспекты системы высшего образования в России // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Междунар. ежег. / Под ред. С.А. Кугеля. Мат. XXVIII сессии Междун. школы социологии науки и техники. 2013. Выпуск 29. С. 245–251.

Зборовский Г.Е. Уроки неудавшейся модернизации образования // Социальная стратегия российской системы образования: материалы Междунар. научн. конф. “Третьи Санкт-Петербургские социологические чтения”. Санкт-Петербург, 14–15 апреля 2011. С. 39–44.

Иванов Д.В. Высшее образование в условиях глэм-капитализма: культурный капитал или вторая грамотность? // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник Вып. XXIX. Мат. XXVIII сессии Междунар. школы социологии науки и техники / Под ред. С.А. Кугеля. 2013. C. 228–232.

Научные кадры СССР: динамика и структура / Под ред. В.Ж. Келле, С.А. Кугеля. М.: “Мысль”, 1991.

Кузьминов Я. Неприятные рейтинги нам вдвойне полезны. Интервью для “Лента.ру” от 23.12.2013. URL: http://www.hse.ru/news/1163613/107290102.html (дата обращения: 28.12.2013).

Мухаметшина E. Вузы пройдут естественный отбор. 2013. URL: http://www.gazeta.ru/social/2013/ 07/05/5414341.shtml (дата обращения: 5.07.2013).

Программа СПбГПУ “5-100-2020”. 2013. URL: http://www.spbstu.ru/f2h/index.asp. (дата обращения: 22.05.2014).

Шехтер M. Цели и задачи высшего образования в современных условиях. // Мат. Сибирского психологического форума. Томск: ТомГУ, 2004. С. 856–861.

Arnold N. Was bedeutet “Wissensgesellschaft”? Herausforderungen und Ziele. Analyse & Argumente 112. 2012. URL: http://www.kas.de/wf/doc/kas_32647-544-1-30.pdf?130318140647 (дата обращения: 23.05.2014).

Brunsson N., Sahlin-Andersson K. Constructing Organizations: The Example of Public Sector Reform // Organization Studies. 2000. Vol. 21. No. 4. P. 721–746.

Cheung W.W.L. The economics of post-doc-publishing // Ethics in Science and Environmental Politics. 2008. Vol. 8. No. 1. P. 41–44.

Doerre K., Lessenich S., Singe I. German Sociologists Boycott Academic Ranking, 2013. URL: http:// www.riaipe-alfa.eu/index.php/en/news/1804-sociologos-alemaes-fazem-boicote-ao-rankingacademico (дата обращения: 30.12.2013).

Garfield E. Journal impact factor: a brief review // CMAJ. 1999. Vol. 161. P. 979–980.

Marginson S. University Rankings, in Prospects of Higher Education: Globalization, Market Competition, Public Goods and the Future of the University, Sense Publishers: Rotterdam: 2007.

Marginson S. Academic creativity under new public management: foundation for an investigation // Educational theory. 2008. Vol. 58. No. 3. P. 269–287.

Mikkonen A., Rotko R. AMK (Ammattikorkeakoulut) Talouselama 2013 // Journal of Economy. 2013. P. 29–35.

Miller J.P. The Holistic Curriculum. Toronto: Ontario Institute for Studies in Education Press: 1998.

Osterwalder A. The business model ontology. A proposition in a design science approach. Dissertation, Universite de Lausanne, Ecole des hautes etudes commerciales: 2004.

Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci C. Clarifying business models: Origins, present and future of the concept // Communications of AIS. 2005. Vol. 16. No. 1. P. 751–775.

Rubin B. University Business Models and Online Practices: A Third Way // Online Journal of Distance Learning Administration. 2013. Vol. 5. No. 1. URL: http://www.westga.edu/~distance/ojdla/ spring161/rubin.html (дата обращения: 25.12.2013).

Stergiou K.I., Lessenich S. On impact factors and university rankings: from birth to boycott // Ethics in Science and Environmental Politics. 2013. Vol. 13. P. 1–11.

Wissema J. Towards the Third Generation University, Managing university in transition, Edward Elgar: 2009.

Содержание номера № 10, 2014