Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России

Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России


Кузьмина Ю. В.

Научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ papushka@mail.ru

Попов Д. С.

Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия. dmtrppv@gmail.com

ID статьи на сайте журнала: 5581


Ссылка при цитировании:

Кузьмина Ю. В., Попов Д. С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 48-57



Аннотация

Обсуждается взаимосвязь уровня функциональной грамотности взрослых и их включенности в социально-экономическую жизнь по результатам Международной программы оценки компетентности взрослых. Проверялась гипотеза, что люди с низким уровнем грамотности исключены из общества и оказываются в “группе риска”, без работы, с подорванным здоровьем и неясными перспективами в жизни. Она не нашла полного подтверждения в России, но выявлено, что депривированными – на фоне стран ОЭСР – оказываются россияне с высоким уровнем грамотности. Предлагаются гипотезы для дальнейших исследований.


Ключевые слова
грамотность; образование; компетентностный подход; Международная программа оценки компетентности взрослых (PIAAC)


Список литературы

Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 13. № 2. C. 172–217.

Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 82–90.

Попов Д.С., Подольский О.А. Насколько компетентны современные взрослые: международная перспектива // Образовательная политика. № 2 (58). 2012. С. 55–62.

Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Кузьмина Ю.В. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социологические исследования. 2012. №2. С. 135–143.

Literacy in the Information Age: Final Report of the International Literacy Study. Paris: OECD Publishing, 2000.

Literacy Skills for the Knowledge Society: Further Results from the International Adult Literacy Survey. Paris: OECD Publishing, 1997.

Literacy, Numeracy and Problem Solving in Technology-Rich Environments Framework for the OECD Survey of Adult Skills. Paris: OECD Publishing, 2012.

OECD Skills Outlook 2013. First Results from the Survey of Adult Skills. Paris: OECD Publishing, 2013. Schleicher A. PIAAC: A New Strategy for Assessing Adult Competencies // International Review of Education. 2008. Vol. 54. Issue 5–6. P. 627–650.

Technical Report of the Survey of Adult Skills (PIAAC). Paris: OECD Publishing, 2013.

Содержание номера № 7, 2015