Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования

Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования


Константиновский Д. Л.

Доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия. scan21@mail.ru

Попова Е. С.

Кандидат социологических  наук, научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. espopova@isras.ru

ID статьи на сайте журнала: 5828


Ссылка при цитировании:

Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37-48



Аннотация

В статье представлены данные об устремлениях молодежи в отношении образования и труда, предпринята попытка прогноза вероятности их реализации. Выявлено, что молодежь предпочитает поступление в вузы другим вариантам образовательной траектории, это относится к детям из семей с различным социально-профессиональным статусом родителей. Молодые люди выбирают образование, так как хотят впоследствии получить работу, соответствующую их интересам и склонностям, высокооплачиваемую, престижную, чтобы было легко найти работу в нашей стране и стать компетентным работником. Однако большая часть учащихся 9-х и 11-х классов не приняли решения относительно будущей профессии или не могут объяснить мотивы её выбора, некоторые не уверены в правильности выбора. Авторы не разделяют мнение, что молодежь ведет себя безответственно при выборе собственного будущего, но отмечают отсутствие надлежащих связей между рынком труда и его кадровым ресурсом. Рассмотрение возможностей молодежи в реализации её устремлений приводит к выводу о сохранении устойчивой дифференциации в сфере образования, определяемой как неравенство шансов. Увеличение объема дефицитного ресурса (количества мест в вузах) повысило шансы прежде всего “сильных” групп. При ужесточении условий на рынке труда будет идти замещение работников, получивших псевдо-образование, квалифицированными специалистами. Дифференциация в сфере образования ещё сильнее, чем прежде, проявит себя на рынке труда. В заключение обращается внимание на то, что устремленность молодежи в учебные заведения соответствует мировым тенденциям развития, а её позитивная мотивация к труду является залогом прогресса и важным ценностным компонентом социального самочувствия.


Ключевые слова
образование; рынок труда; молодежь; выбор профессии; социальное поведение; образовательные и профессиональные траектории


Список литературы

Гендин А.М., Дроздов Н.И., Валяева Е.В. Образовательные ценности старшеклассников и социокультурный контекст их формирования и реализации. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012.

Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. (ред.) Заработная плата в России: эволюция и дифференциация. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

Козырева П.М. Межпоколенная социально-профессиональная мобильность в постсоветской России // Социологическая наука и социальная практика. №1. 2013. С. 60–73.

Константиновский Д.Л. Окончание школы, намерения и реальность: что хотели – что получили // Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.: ЦСП и М, 2015. С. 184–209.

Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX– XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014.

Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998–2008 гг. М.: ЦСПиМ, 2011.

Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е гг. – начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008.

Косарецкий С.Г. Доступность общего образования: политика государства и интересы социальных групп // Тенденции развития образования: разные, но равные. Как преодолеть разрыв вдоступе к качественному образованию: материалы IX международной научно-практической конференции. М.: ИД “Дело”, 2013. С. 61–67.

Магун В.С. Революция притязаний и изменений жизненных стратегий молодежи: 1985–1995 гг. // Социологический журнал. 1996. № 3–4. С. 29–48.

Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

Образование в Российской Федерации: 2012: стат. сб. М.: НИУ-ВШЭ, 2012. Образование в Российской Федерации: 2014: стат. сб. М.: НИУ-ВШЭ, 2014.

Попова Е.С. Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации // Вопросы образования. 2012. № 4. C. 69–82.

Попова Е.С. Образовательные стратегии молодежи: мотивация выбора // Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.: ЦСП и М, 2015. С. 98–122.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Рощина Я.М. Зарубежные эмпирические исследования неравенства в получении образования // Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д., Рощина Я. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Университетская книга, 2006.

Рощина Я.М., Другов М.А. Выбор профессии: по любви или по расчету?: Препринт WP3/2002/04. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Статистика российского образования. URL: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_13&ttype =2&Field=All (дата обращения: 20.12.2014).

Титма М.Х. (отв. ред.) Социальное расслоение возрастной когорты. Выпускники 80-х в постсоветском пространстве. М.: ИС РАН, 1997.

Фрумин И.Д., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Как вернуть образованию функцию социального лифта? // Развитие человеческого капитала – новая социальная политика. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2013.

Фурсова В.В., Ханнанова Д.Х. Социальное неравенство в системе образования: отечественные и зарубежные теории и исследования. М.: Директ-Медиа, 2013.

Черныш М.Ф. Парадигмальные основания анализа социального неравенства в переходном обществе // Социологический журнал. 2012. № 2. С. 23–52.

Шишкин С.В. (отв. ред.). Проблемы доступности высшего образования. М.: “Сигнал”, 2003.

Altbach P.G. Comparative Higher Education: Knowledge, the University, and Development. Norwood, N.J.: Ablex, 1998.

Altbach P.G., Reisberg L., Rumbley L. Trends in global higher education: tracking an academic revolution. Paris; Rotterdam, the Netherlands; Boston: UNESCO Pub.; Sense Publishers, 2010.

Bills D.B. The sociology of education and work. Malden, MA: Blackwell Pub., 2004.

Bourdieu P., Passeron J. Les Heritiers. Les etudiants er la culture. Paris: Les editions de Minuit, 1964.

Coleman J. Equality of Education. Washington DC, 1966.

Dale R., Robertson S. Globalisation and Europeanisation in Education. Oxford, UK: Symposium Books, 2009.

Green A. Education, Globalization and the National State. London: Macmillian, 1997.

Nieto S. Public education in the XX century and beyond: high hopes, broken promises and an uncertain future // Harvard Educational Review. 2005. № 75. P. 43–64.

Stehr N. Knowledge and economic conduct: the social foundations of the modern economy. Toronto; Buffalo: University of Toronto Press, 2002.

Содержание номера № 11, 2015