Религиозное «еврейство»:
опыт биографического нарратива в закрытой группе
Островская Е. А.
Доктор социологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры теории и истории социологии, Санкт-Петербург, Россия (e.ostrovskaya@spbu.ru) e.ostrovskaya@spbu.ru
Островская Е. А. Религиозное «еврейство»: опыт биографического нарратива в закрытой группе // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 110-118
В современном профессиональном дискурсе социологии религии понятие “религиозность” – одно из наиболее востребованных и часто используемых. Вместе с тем прикладное изучение этого феномена сводится преимущественно либо к количественным опросам с привлечением многомерной модели измерений религиозности, либо к опросам о религиозной принадлежности. В силу этого содержательное наполнение и структурные компоненты религиозности различных групп не попадают в фокус внимания исследователей. Включение биографического нарратива в арсенал применяемых методов позволяет выявить коллективную и индивидуальную компоненты религиозности. Однако его использование в исследованиях религиозных групп и акторов сопряжено с рядом методологических сложностей, разъяснение которых не всегда представлено в соответствующих пособиях и разработках. В настоящей статье предложен подробный анализ наиболее сложных аспектов методологии биографического нарратива: поиск респондентов, способ проведения такого интервью, стадии интервьюирования. Каждый этап разъяснений иллюстрируется примерами из авторского исследования религиозного еврейства Санкт-Петербурга (2015). Анализ процедур биографического нарратива проводится с привлечением исследовательских материалов о повседневности еврейской религиозности, специфике ее хронотопа и проявлений диспозиции “мы – другие”.
Бургос М. История жизни: рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 123–130.
Биографический метод: история, методология, практика / Под ред. Е.Ю. Мещеркиной, В.В. Семеновой М.: ИС РАН, 1994.
Островская Е.А. Религиозность в горизонте возможностей социологии религии: количественные и качественные исследования // Наука о религии в XXI веке: традиционные методы и новые парадигмы. Сборник статей и докладов / Под ред. М.М. Шахнович, Т.В. Чумаковой, Е.А. Терюковой. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2014. С. 233–252.
Пузанова Ж.В., Троцук И.В. Нарративный анализ: понятие или метафора? // Социология: 4 М. 2003. № 17. С. 56–82.
Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
Рустин М. Размышления по поводу поворота к биографиям в социальных науках // Интер. 2002. № 1. С. 7–24.
Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 38–61.
Bertaux D., Kohli M. The Life Story Approach: A Continental View // Harrison B. (ed.) Life Story Research. Vol. I. Los Angeles, London, New Delhi, Singapore: Sage, 2008.
Chamberlayne P., Bornat J., Wengraf T. The Turn to Biographical Methods in Social Science Comparative issues and examples. London, New York: Routledge, 2000.
Denzin N.K. The reflexive interview and a performative social science // Qualitative Research I. 2001 (I). P. 23–46.
Heckathorn D.D. Respondent-Driven Sampling: A New Approach to the Study of Hidden Populations // Social Problems. 1997. Vol. 44. № 2. P. 174–199.
Heckathorn D.D., Semaan S., Broadhead R.S., Hughes J.J. Extensions of Respondent-Driven Sampling: A New Approach to the Study of Injection Drug Users Aged 18–25 Robert S. // AIDS and Behavior. Vol. 6. № 1. March 2002. P. 55–67.
Heckathorn D.D. Snowball versus Respondent-driven sampling // Sociological Methodology. 2011 August 1; 41(1). P. 355–366.
Qualitative Sociological Review. 2006. Vol II. Issue 1. Biographical Sociology.
Roberts B. Biographical Research. Buckingham, Philadelphia: Open University Press, 2002.
Schütze F. Biography Analysis on the Empirical Base of Autobiographical Narratives: How to Analyse Autobiographical Narrative Interviews, Part II, INVITEBiographical Counselling in Rehabilitative Vocational Training. Further Educational Curriculum. EU Leonardoda Vinci Programme. 2008 г. URL: http: www.biographicalcounselling.com/download/B2.2.pdf (дата обращения: 27.08.2015).
Watts D. Small Worlds: The Dynamics of Networks between Order and Randomness. Princeton, New York: Princeton University Press, 1999.
Wengraf T. Qualitative Research Interviewing Biographic Narrative and Semi-Structured Methods. London: Sage Publications LTD, 2001.