Запах:
ольфакторная грань социальной реальности
Зубанова Л. Б.
Кандидат социологических наук, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и социологии Челябинского государственного института культуры, Челябинск, Россия. milazubanova@gmail.com
Зыховская Н. Л.
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия. ladoga122@gmail.com
Зубанова Л. Б., Зыховская Н. Л. Запах: ольфакторная грань социальной реальности // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 13-20
В статье осмысливаются возможности диагностики социальной реальности на основе обонятельных впечатлений – запаха. Изучение места ольфакторности в языковой картине мира определяется авторами на основе “Русского ассоциативного словаря” – слов, ассоциирующихся с запахом. Личностно-ассоциативное восприятие социальной реальности в категориях ольфакторности базируется на серии формализованных интервью через два смысловых уровня включенности информантов: 1) абстрактно-обобщенный уровень оценки (констатация общего значения запаха в восприятии реальности); 2) личностно-субъективный уровень оценки (конкретизация личного ольфакторного восприятия информантами). На основании результатов интервью выделяются стратегии самоопределения информантов в системе ольфакторного восприятия реальности.
Бурдье П. Поле литературы // Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С. 22–87.
Гаврилова М.В. Политический дискурс как объект лингвистического анализа // Политические исследования. 2004. № 3. С. 127–139.
Гольман Е.А. Развитие представлений о телесных практиках в социальной науке // Социологические исследования. 2014. № 10. С. 127–136.
Горбунова М.Ю., Фиглин Л.А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 13–22.
Дридзе Т.М. Экоантропологическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 20–28.
Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Базовая метафора в структуре социальной идентичности // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 61–72.
Норо А. Диагноз времени как третий жанр социальной теории // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 3–12.
Резник Ю.М. “Социология жизни” как новое направление междисциплинарных исследований // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 3–12.
Русский ассоциативный словарь. Кн. 1, 3. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин и др. М.: Помовский и партнеры, 1994. Кн. 2, 4. Обратный словарь: От реакции к стимулу. М.: Помовский и партнеры, 1996.
Супрун А.П., Янова Н.Г. Политический маркетинг: новый взгляд на рейтинг // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 51–62.
Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 3–12.
Тощенко Ж.Т. Социология жизни как теоретическая концепция // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 106–116.
Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука, 1984.
Шматко Н.А., Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // Социологические исследования. 1998. № 4. С. 94–98.