Подростки:
чтение и Интернет в повседневной жизни
Загидуллина М. В.
Доктор филологических наук, профессор Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия mzagidullina@gmail.com
Загидуллина М. В. Подростки: чтение и Интернет в повседневной жизни // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 115-123
В статье анализируется значение книги и чтения в досуговом пространстве подростков на фоне интернет-экспансии; рассматриваются зависимости интереса к чтению от медиа-оснащенности дома (“media-rich home”); анализируются корреляции между наличием библиотеки в доме, привычкой к чтению и интернет-активностью детей. Исследование основано на опросе школьников крупного и малого городов Уральского федерального округа. Для уточнения выводов автор сопоставляет их с другими исследованиями сферы досуга подростков и их интернет-вовлеченности. Основные выводы: обнаружены особенности в использовании Интернета и интернет-активности тех школьников, кто имеет привычку читать; выявлено, что сегодня чтение не связано с проблемой медиа-оснащенности домашнего пространства подростка, однако у большинства детей, выбирающих чтение книг как преимущественную форму проведения досуга, есть домашние библиотеки. Кроме того, выявлен дефицит исследований современных форм бытования книг и их чтения (e-reading).
Ананьин С.А. Детские идеалы // Русская школа. 1911. № 9. С. 20–33.
Бородина В.А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении: в 2 ч. Ч. I: Научные и методологические основы. М.: Школьная библиотека, 2006.
Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 84–91.
Бутенко И.А., Бирюков Б.В. Чтение 90-х годов: предмет раздумий, предмет исследований // Homo legens: памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929–1995). М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 183–201.
Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства: Результаты социологического исследования / С. Цымбаленко, А. Шариков, С. Майорова-Щеглова, П. Макеев. М., 2012.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 2006. 224 с.
Выготский Л.С. Стенограмма доклада на заседании Научно-методического совета Ленинградского педагогического института 20 мая 1933 г. // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 5–19.
Дубин Б. Словесность классическая и массовая: литература как идеология и литература как цивилизация // Что мы читаем? Какие мы? : сб. науч. трудов. Вып. 3. СПб., 1999. С. 8–27.
Грисволд В., Мак-Доннел Т., Райт Н. Чтение и класс читателей в XXI веке, пер. В. Смирнова // Новое литературное обозрение. 2010. № 102. С. 271–267.
Жилавская И.В. Медиа-поведение молодёжной аудитории в условиях дивергенции // Медиа. Коммуникация. Информация. 2012. № 1. URL: http://mic.org.ru/index.php/t-media/1-tm/80-mediapovedenie- molodezhnoj-auditorii-v-usloviyakh-divergentsii (дата обращения: 12.09.2015).
Книга и чтение в жизни небольших городов. М., 1973.
Книга и чтение в жизни советского села. М., 1976.
Ковалева Г.С. О международной программе PISA-2009 и одном из результатов по критерию: читательская грамотность // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 6. С. 3–11.
Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии / Пер. с фр. Д. Я. Калуги- на; науч. ред. О. В. Хархордин. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. (Прагматический поворот; Вып. 1).
Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. (Серия “Образ общества”).
Маклюэн Г.M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.; Жуковский: “КАНОН-пресс-Ц”, “Кучково поле”, 2003.
Маклюэн Г.M. Галактика Гутенберга: становление человека читающего. М.: Академический проект: Фонд “Мир”, 2005.
Пентин Ю.А. Мы опять провалились в PISA // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 6. С. 11–16.
Плотников С.Н. Читательская культура России: социологический очерк // Homo legens: памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929–1995). М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 17–62.
Рубакин Н.А. Русские читатели и их обстановка // Вестник знания. 1905. № 1. С. 172–182.
Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения. СПб.: Типография А.А. Пороховщикова, 1895.
Рыбников Н. Деревенский школьник и его идеалы: Очерки по психологии школьного возраста. М.: Задруга, 1916.
Сивков К. Идеалы городских школьников // Вестник воспитания. 1911. № 4. М.: С. 92–108.
Смирнов А. Книга в деревне // Русская мысль. 1905. № 3. С. 103–120.
Советский читатель. М., 1968.
Социологические исследования чтения в России: Аннотированный указатель литературы (1990– 2007 гг.) / МУ НЦБС, ОМО; сост. А. В. Корецкая. Новочеркасск, 2007.
Страусc А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. М., 2006.
Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Сост. В.П. Чудинова. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012.
Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения. Сост. учительницами харьковской частной женской воскресной школы: Х.Д. Алчевскою, Е.Д. Гордее- вой и др. Т. 1. 2-е изд., испр. СПб.: Типография В. С. Балашева, 1888.
Шариков А.В., Цымбаленко С.Б. Как проводят свободное время российские подростки // Школьная библиотека. 2007. № 5. С. 11–14.
Brooks J. When Russia learned to Read: Literary and Popular Litterature, 1861–1917. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1985.
Edem M., Ofre E. Reading and internet use activities of undergraduate students of the University of Calabar, Nigeria, Africa // Journal Library & Inf. Sc. 2010. № 20 (1). P. 11–18.
Graesser A.C. An introduction to reading strategies // Reading comprehension strategies; Theories, interventions, and technologies. New York: Lawrence Erlbaum Associates, 2007.
Halpern D.F. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking, Lawrence Erlbaum Associates, Hillsdale, New Jersey, 1989.
Holloway J.H. Improving the Reading Skills of Adolescents // Educational Leadership. 1999. Vol. 57 (2). P. 80–82.
Jadhav P.S. Review paper electronic media and reading habits // SIES Journal of Management. 2010. N 7 (1). P. 109–113.
Livingstone S. The media-rich home: Balancing public and private lives // Young people and new media: Childhood and the changing media environment. London: SAGE Publications Ltd., 2002. P. 119– 166. doi: http://dx.doi.org/10.4135/9781446219522.n4.
Lui Z., Huang X. Gender differences in on line reading environment, Journal of Documentation, 2008. N 64 (4). P. 616–626.
Mokhtari K., Reichard C., Gardner A. The impact of internet an television use on reading habits and practice of college student // Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2009. N 52 (7). P. 609–619.
PISA 2009. Results: what students know and can do. Volume I. OECD, 2010.
PISA 2012. Assessment and Analytical Framework. OECD, 2013.
Plotnikov S. Russia in Terms of Reading: Russian Reading Culture in 1564–1993 // Gutenberg – Jahrbuch. Mainz 69 (1994). P. 241–263.
Quadri G.O., Abomoge S.O. A Survey of Reading and Internet Use Habits among Undergraduate Students in Selected University Libraries in Nigeria // Information and Knowledge Management. 2013. Vol. 3. N 11. P. 38–47.
Shetzer H., Warschauer M. An Electronic Literacy Approach to Network-based Language Teaching // Warschauer M. and Kem R. (eds). Network-based Language Teaching: Concepts and Practice. New York: Cambridge University Press, 2000. P. 171–185.
Soldatova G., Rasskazova E., Zotova E., Lebesheva M., Roggendorf P. Russian Kids Online: Key findings of the EU Kids Online II survey in Russia. London, LSE, 2013.
Warschauer M. Electronic Literacies: Language Culture and Power in Online Education. Lawrence Erlbaum Associates, Mahwah, New Jersey, 1999.