Латентные функции международных образовательных рейтингов
Каримова А. Б.
Доктор политических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета, Россия, Москва albecar@yandex.ru
Каримова А. Б. Латентные функции международных образовательных рейтингов // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 110-120
Статья посвящена анализу методологии реформирования университетского образования на основе концепции общества знания. Терминологический анализ трех моделей обществ знания, разработанных ЮНЕСКО, ОЭСР и Всемирным банком, позволил обнаружить латентные функции глобальных образовательных рейтингов. Необходимость их выявления обусловлена тем, что в современном мире знание рассматривается как основной фактор/ресурс социального развития, приобретает характеристики рыночного продукта, стало оказывать решающее влияние на все виды экономической активности.
Валлерстайн И. Конец знакомого мира: социология XXI века / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2004.
Интеграционный барометр ЕАБР-2015 (четвертая волна измерений). Аналитическое резюме. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015.
“Интерфакс” и “Эхо Москвы” определили лучшие университеты страны 2014/2015 учебного года. 3 июня 2015 года. URL: http://www.group.interfax.ru/lnt.asp?lnt=1&id=702 (дата обращения: 6.12.2015).
К обществам знания: Всемирный Доклад ЮНЕСКО. 2005. Издательство ЮНЕСКО. URL: http:// unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf (дата обращения: 04.10.2015)
Каримова А.Б. Международное воздействие на создание национальных рейтингов: рельефы новой ситуации // Организация и самоорганизация интеллигенции в современном мире. М.: РГГУ, 2013. С. 297–309.
Каримова А.Б. Международный образовательный рейтинг как метод предоставления оценки и инструмент интеграции научного сообщества // Межсекц. сб. № 5 “Образование и информационное общество” (Материалы VIII Конвента РАМИ, апрель 2014 г.): научное издание. Издательство “МГИМО-Университет”, 2015. С. 24–34.
Качество образования / Онлайн-опрос портала для молодых специалистов CAREER.RU. URL: https://career.ru/article/12288 (дата обращения: 20.02.2016).
Кузьмина Н., Ускова О. “Утечка мозгов приобретает катастрофические масштабы”. 22 ноября 2010 // URL: http://www.gosbook.ru/node/11585 (дата обращения: 20.02.2016).
Мертон Р. Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности / Thesis. Вып. 3. 1993. С. 256–276.
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006.
Мильман В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 71–80.
Нунн А. Генеральное соглашение по торговле услугами, высшее образование и реформы в Соединенном Королевстве. 2005. URL: http://scepsis.net/library/id_387.html (дата обращения: 05.12.2015).
Образовательные капиталы. 28.03.2013 / Исследования РОМИР. URL: http://romir.ru/studies/451_ 1364414400 (дата обращения: 22.02.2016).
Опросы для оценки эффективности школ и вузов / Портал surveymonkey.ru URL: https://www.surveymonkey. ru/mp/education-surveys/?repeat=w3tc (дата обращения: 20.02.2016).
Платное образование не по карману. 23.07.2015 / Исследования РОМИР. URL: http://romir.ru/studies/ 694_1437598800 (дата обращения: 22.02.2016).
Просвирякова М., Ишияма Дж. Присылайте только лучшие работы. URL: http://russiancouncil.ru/inner/ ?id_4=787#ishiyama (дата обращения: 11.09.2012).
Москалева О. Поверить индексом науку. URL: http://www.gazeta.ru/science/2012/12/19_a_4896245.shtml (дата обращения: 07.12. 2015).
Престиж науки в России. Пресс-выпуск № 2232 ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 113656. 18 февраля 2013 г. База данных ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=256&q_ id=20773&date=15.04.2007; http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=710&q_id=51376&date=30.01.2011; http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=893&q_id=62082&date=03.02.2013 (дата обращения: 18.10. 2015).
Публикации ученых КазНТУ, индексируемых в базах данных Scopus и Thomson Reuters. URL: http:// www.kazntu.kz/ru/node/247 (дата обращения: 07.12. 2015).
Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
Трюэль Ж.-Л. Понятие национальной системы экономики и ее актуальность для современной России // Экономическая система современной России: анатомия настоящего и альтернативы будущего / Под ред. С.Д. Бодрунова и др. Изд. 2-ое, перераб. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 231–241.
Удовлетворены ли вы системой образования в России? Пресс-выпуск Левада-Центра. 18.09.2014. URL: http://www.levada.ru/old/18-09-2014/udovletvorennost-sistemoi-obrazovaniya (дата обращения: 20.02.2016).
Экономическая оценка народного образования. Очерки И.И. Янжула, А.И. Чупрова и Е.Н. Янжул. СПб., Тип. И.Н. Скороходова, 1896.
Amsler S., Bolsmann C. University ranking as social exclusion // British journal of sociology of education. 2012. № 33(2). Р. 283–301.
Berrell M., Martin T., Changarath R. Indexing as a Method of Ranking Higher Education Institutions // Mevlana International Journal of Education (MIJE). Vol. 5(2). Р. 61–77. 31 August, 2015.
Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education. The World Bank. Washington, D.C. 2002. URL: http://siteresources.worldbank.org/INTAFRREGTOPTEIA/Resources/Constructing_ Knowledge_Societies.pdf (дата обращения: 04.10.2015).
Higher Education in a Globalized Society. UNESCO Education Position Paper. 2004. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0013/001362/136247e.pdf (дата обращения: 05.12.2015).
Lane R. The decline of politics and ideology in a knowledgeable society // American sociological review. N.Y., 1966. Vol. 31. № 5. Р. 649–662.
Mitchell N. Universities compete by teaching in English. 3 February 2016 // BBC News. URL: http://www. bbc.com/news/business-35429233 (дата обращения: 19.02.2016).
Sheil T. Moving beyond university rankings: developing a world class university system in Australia // Australian Universities’ Review. 2010. № 52: 1. Р. 69–76.
Tertiary Education for the knowledge society. 2008. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/education/tertiaryeducation- for-the-knowledge-society_9789264046535-en;jsessionid=3d7thrbktgo1m.x-oecd-live-01 (дата обращения: 17.06.2015).