Микросоциология текста:
факторы прагмасемантического поведения
Сергеев Д. В.
Доктор философских наук, доцент, декан факультета культуры и искусств Забайкальского государственного университета, Чита, Россия dvsergeev@inbox.ru
Сергеев Д. В. Микросоциология текста: факторы прагмасемантического поведения // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 92-100
С середины 1980-х гг. до начала XXI в. предложенные Д. Маккензи определения библиографии текста становятся общепризнанными, обусловливая развитие историко-библиографических и историко-социальных исследований. Как продолжение идей историко-социологического подхода к изучению текста в статье анализируются положения прагмасемантического поведения, которые понимаются как практики использования текстов. На микросоциологическом уровне текст предстает средством трансляции смыслов и помощи человеку для реализации паттернов прагмасемантического поведения. Он направляет и подсказывает членам общества правила и формы поведения, а также характер испытываемых эмоций и чувств. В работе на примере становления иллюстрации для детских книг выявляются социальные факторы функционирования прагмасемантического поведения. Доказывается, что эти иллюстрации – явление новоевропейской культуры, новых паттернов прагмасемантического поведения. Вместе с ними формируется эмоциональная сфера, которая рассматривается как естественная часть человеческих реакций на текст. Эмоциональная сфера определяется тем же социальным контекстом, что и становление иллюстрированной детской книги в качестве особого текста.
Борщ Е.В. Крымский вояж Анатолия Демидова 1837 г.: от текста к иллюстрациям // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. Т. 130. № 3. С. 90–105.
Верижникова Т.Ф. Книжная графика Морриса // Эстетика Морриса и современность / Отв. редактор и составитель В.П. Шестаков. М.: Изобразительное искусство, 1987. С. 141–166.
Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. М.: Книга, 1985.
Виттман Р. Революция чтения в конце XVIII в.? // История чтения в западном мире от Античности до наших дней / Ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье. М.: Издательство ФАИР, 2008. С. 359–398.
Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М.: Аспект-Пресс, 2000.
История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье. М.: Издательство ФАИР, 2008.
Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес / Пер. с англ. Н. Демуровой. М.: Издательский Дом Мещерякова, 2010.
Падни Д. Льюис Кэрролл и его мир. М.: Радуга, 1982.
Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
Смирнов И.П. Смысл как таковой. СПб.: Академический проект, 2001.
Стефановская Н.А. Проблемы развития социологии чтения в России // Материалы Восьмой международной научной конференции “Библиотечное дело – 2003” // URL: http://www.library.ru/1/ sociolog/text/article.php?a_uid=246 (дата обращения: 02.04.2015).
Чехов Н.В. Очерки истории русской детской литературы // Материалы по истории русской детской литературы (1750–1855) / Под ред. А.К. Покровской, Н.В. Чехова. М.: Издание ИМВР, 1927. С. 17–87.
Chartier R. Pre´face: Textes, Formes, Interprétations // McKenzie D. La bibliographie et la sociologie des textes. Paris: Editions du Cercle de la Librairie, 1991. P. 5–18.
Darnton R. Apologie du livre. Demain, aujourd’hui, hier. Paris: Gallimard, 2012.
Edgeworth M., Edgeworth R. Practical Education. Vol. I. Second American Edition. Providence: J. Francis Lippitt; Boston: Wait and Sons, 1815.
Kaenel P. Le plus illustre des illustrateurs... le cas Gustave Doré (1832–1883) // Actes de la recherche en sciences sociales. 1987. 66–67.
Histoires d’art. P. 35–46. Loussouarn S. La littérature enfantine en Angleterre au XVIIIe sciècle // XVII–XVIII. Bulletin de la société d’études anglo-américaines des XVIIe et XVIIIe siècle. 2000. № 50. P. 99–114.
McKenzie D. La bibliographie et la sociologie des textes / traduit par M. Amfreville. Paris: Editions du Cercle de la Librairie, 1991.
Pizzarro L., Ricketts C. Of Typography and the Harmony of the Printed Page // Colby Quarterly. 1953. Vol. 3. № 12. P. 194–200.
Simon-Okawa M. L’image dans le livre pour enfants en France et au Japon // Ebisu. 2001. № 26. P. 187–194.
Stray C. “Quia nominor leo”: vers une sociologie historique du manuel // Histoire de l’éducation. 1993. № 58. Manuel scolaire, Etats et société. P. 71–102.