Рейтинги университетов — воздействия и непредвиденные побочные эффекты
Кем Б. М.
Центр образовательных изменений Роберта Оуэна, Университет Глазго, г. Глазго, Великобритания Barbara.Kehm@glasgow.ac.uk
Кем Б. М. Рейтинги университетов — воздействия и непредвиденные побочные эффекты // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 71-80
Дана критическая оценка воздействия рейтинговой системы на европейское и национальное высшее образования, анализируются непредвиденные побочные эффекты, оказывающие влияние на организационное поведение университетов. Рейтинговая система определяется как форма межнационального взаимодействия, где она функционирует в качестве доминирующего поведенческого сценария, которого не в силах избежать ни один университет. Эта система и вызванные ею последствия стали косвенными показателями экономической конкурентоспособности государств, обрели символическое значение, на основе которого государство принимает решения (к примеру, о финансировании). Затем это символическое значение нагружается смыслом, не связанным с реальной действительностью и сутью университетов, что можно рассматривать как постмодернистский сдвиг.
Barrow С.W. The strategy of selective excellence: redesigning higher education for global competition in postindustrial society // Higher Education. 1996. № 41. P. 447–469.
Busquin P. Presidency Conclusion (Lisbon European Council 23/24 March 2000). URL: http://www. consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/00100-r1.en0.htm (дата обращения: 08.02.2016).
Clarke M. Quality assessment. Lessons from Australia and New Zealand // Higher Education in Europe. 2005. № 30. P. 183–197.
Dill D. Convergence and diversity: the role and influence of university Rankings // University Rankings, Diversity and the New Landscape of Higher Education. 2009. P. 97–116.
Erkkila T. University rankings and European higher education. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2013.
Gornitzka A. Channel, filter or buffer? National policy responses to global rankings Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2013.
Hazelkorn Е. Rankings and the Reshaping of Higher Education. The Battle for World-Class Excellence. Houndmills, Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan, 2011.
Holzinger K., Knill C. Causes and conditions of cross-national policy convergence // Journal of European Policy. 2005. № 12. P. 775–796.
Locke W. The institutionalization of rankings: managing status anxiety in an increasingly marketized environment // University Rankings. Theoretical Basis, Methodology and Impacts on Global Higher Education. 2011. P. 201–228.
Maassen P., Stensaker B. The knowledge triangle, European higher education policy logics and policy implications // Higher Education. 2010. № 60. P. 1–13.
Marginson S., Van Der Wende M. To rank or to be ranked: the impact of global rankings in higher education // Journal of Studies in international Education. 2007. № 11. P. 306–329.
Mohrman K., Ma W., Baker D. The research university in transition: the emerging global model // Higher Education Policy. 2007. № 21. P. 5–27.
Morphew C.C., Swanson C. On the efficacy of raising your university’s ranking. University Rankings. Theoretical Basis, Methodology and Impacts on Global Higher Education. 2011. P. 185–199.
Rauhvargers A. Global University Rankings and Their Impact. Brussels: European University Association, 2011.
Salmi J., Saroyan A. League Tables as Policy Instruments: Uses and Misuses // Higher Education Management and Policy. 2007. Vol. 9. № 2. P. 31–68.
Teichler U. Social Contexts and Systemic Consequence of University Rankings: A Meta-Analysis of the Ranking Literature // University Rankings Theoretical Basis, Methodology and Impacts on Global Higher Education. 2011. P. 55–69.
Usher A., Medow J. A global survey of university rankings and league tables // University Rankings, Diversity, and the New Landscape of Higher Education, Global Perspectives on Higher Education. 2009. Vol. 18. P. 3–18.