Образовательные траектории молодежи стран СНГ в Москве
Деминцева Е. Б.
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, преподаватель Школы культурологии того же университета, Москва, Россия edemintseva@hse.ru
Деминцева Е. Б. Образовательные траектории молодежи стран СНГ в Москве // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 82-87
В статье анализируются факторы, влияющие на образовательные траектории студентов стран СНГ при поступлении в российские вузы. Выделены несколько факторов выбора московского вуза: 1) “общая история”; 2) возможность бесплатного обучения; 3) семейные связи; 4) стремление эмигрировать из страны проживания. Рассматриваются способы получения информации о возможности обучения в России, делается вывод о том, что знание русского языка не является первичной причной при выборе российского вуза. Студенты редко выбирают вуз, чаще – город, в котором бы они хотели учиться. На выбор вуза влияет фактор “престижности”, а не место университета в мировом рейтинге или уверенность в качестве образования. На выбор России как места получения образования влияют социальные связи.
Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010.
Варшавская Е., Денисенко М. Мобильность иностранных работников на российском рынке труда // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 63–73.
Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России. Доклад на заседании Научного Совета ФМС России, 2009. URL: http://www.fms.gov.ru/about/science/ science_session/forth/vih.pdf (дата обращения: 24.03.2015).
Гаврилова К.А., Яценко Е.Б. (ред.) Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России. М.: Фонд “Наследие Евразии”, 2012.
Постановление Президиума ЦК КПСС “О расширении культурных и общественных связей с негритянскими народами Африки и усиление влияния Советского Союза на эти народы от 20 января 1960 г. РГАНИ. Ф. 3. Оп. 14. Д. 354. Л. 1, 73–44. Подлинник. Цит. по: Красовицкая Т.Ю., Водопьянова З.К., Домрачева Т.В. (ред.) “Возвратиться домой друзьями”. Обучение иностранцев в Советском Союзе 1956–1965. М.: Международный фонд “Демократия”, 2013.
Рязанцев С.В. О языковой интеграции мигрантов как новом ориентире миграционной политики РФ // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 25–29.
Сафонова М.А. Институционально-исторические основания системы международной студенче- ской мобильности // Социология науки и технологий. 2012. № 1(3). С. 98–121.
Филоненко В., Лепин А. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 71–78.
Altbach P.G. Comparative Higher Education: Knowledge, the University, and Development. Hong Kong: Comparative Education Research Centre, The University of Hong Kong, 1998.
Furukawa T., Shirakawa N., Okuwada K. An empirical study of graduate student mobility underpinning research universities // High Education. 2013. 66. Р. 17–37.
Mazzarol T., Soutar G.N. The Push-Pull Factors Influencing International Student Selection of Education Destination // International Journal of Educational Management. 2002. 16(2). Р. 82–90.