Будущее образовательных общностей:
временнáя перспектива в условиях социальной неопределенности
Зборовский Г. Е.
Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. garoldzborovsky@gmail.com
Амбарова П. А.
Доктор социологических наук, профессор Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Будущее образовательных общностей: временнáя перспектива в условиях социальной неопределенности // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 3-13
В статье обосновывается необходимость и возможность социологического исследования будущего сквозь призму понятия временнóй перспективы, дается ее социологическая трактовка. Показывается, что сближает и отличает рассмотрение временнóй перспективы в психологии и социологии. В качестве ее субъекта в социологии предлагается рассматривать социальную общность. Временнáя перспектива социальной общности характеризуется как прогнозируемый временнóй горизонт, который образуется благодаря неразрывному единству объективной и субъективной сторон восприятия и понимания прошлого и настоящего. Ее объективный аспект представляет собой прогноз и оценку состояния исследуемой общности в количественных и качественных параметрах, которые фиксируют объективные показатели ее развития. Субъективный аспект предполагает видение и понимание представителями социальной общности своего будущего места и роли в системе общественных отношений. На материалах исследования учащихся и педагогов различных образовательных организаций анализируются тенденции развития образовательных общностей в России в перспективе до 2030 г. Обращается внимание на сокращение их численности вследствие, с одной стороны, демографических изменений, с другой – образовательной политики властных структур. Показывается, как объективные процессы трансформации образовательных общностей отражаются на их субъективном восприятии будущего.
Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.
Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Темпоральные стратегии поведения социальных общностей как социологическая проблема // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 61–71.
Божков О. Б. Публичный дискурс о прошлом: разорванное и агрессивное сознание // Наше прошлое: ностальгические воспоминания или угроза будущему? СПб., 2015. С. 11–17.
Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 2003.
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. О жизненных планах российской молодежи: настоящее и будущее // Россия и Китай: молодежь XXI в. М., 2014. С. 384–404.
Гудков Л. Д. Понятие времени в социологии и временны́е характеристики социальных структур в социологических исследованиях // Политическая концептология. 2010. № 4. С. 131–157.
Заславская Т. И., Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 8–22.
Лапин Н. И. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 2003.
Нестик Т. А. Отношение к времени в малых группах и организациях. М., 2011.
Нестик Т. А. Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени. Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2015.
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004.
Общественное мнение – 2015. М., 2014.
Романовский Н. В. Будущее как проблема современной социологии // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 13–22.
Россия 21: будущее глазами россиян. URL: http://fom.ru/special/sberbank_21/10268 (дата обращения: 08.03.2016).
Сивиринов Б. С. Социальные системы и социальная перспектива. М., 2000.
Социальные настроения россиян по итогам 2015 года // Пресс-выпуск № 3014. URL: http://wciom. ru/index.php?id=236&uid=115543 (дата обращения: 28.02.2016).
Тихонова Н. Е. Мечты россиян “Об обществе” и “О себе”: можно ли говорить об особом российском цивилизационном проекте? // Общественные науки и современность. 2015. № 1. С. 52–63.
Тощенко Ж. Т. Социология управления. М., 2015.
Тощенко Ж. Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 6–17.
Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций РФ (прогноз до 2020 г. и оценка тенденций до 2030 г.) / Авторы-составители: Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев, Г. А. Ключарев, И. О. Тюрина. М., 2015.
Яницкий О. Н. Социология критических состояний общества: теоретические и методические проблемы // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 4. С. 5–24.
Ярская В. Н. Калейдоскоп времени. Следы биографии. М., 2015. Lewin K. Field theory in the social sciences: Selected theoretical papers. N.Y., 1951.