Социология коммуникаций в структуре междисциплинарного научного направления «коммуникология»
Шарков Ф. И.
Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления РАНХиГС, Москва, Россия sharkov_felix@mail.ru
Шарков Ф. И. Социология коммуникаций в структуре междисциплинарного научного направления «коммуникология» // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 128-134
Коммуникативное направление в изучении социальной действительности имеет теоретическую основу и практические результаты, полученные в рамках действующих в настоящее время концептуальных подходов и исследовательских парадигм. Социология изучает функциональные особенности общения в разных социальных группах, представляющего их взаимодействие – передачу и получение смысловой и оценочной информации, а также выражение через нее отношения к социальным ценностям определенных сообществ и общества в целом. Социология, кроме того, изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой, межличностной и массовой коммуникации, а также уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции. Как научное направление «коммуникология» представляет собой совокупность дисциплин с обоснованием связей между ними. В ней социология коммуникации занимает определенное место, интегрируя теоретические и прикладные исследования социальных коммуникаций.
Бориснев С. В. Социология коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Василюк М. А. Актуальные проблемы теории коммуникации // Сборник научных трудов. СПб.: Изд- во СПбГПУ, 2004. C. 4–11.
Волков Г. Н. Социология науки. Социологические очерки научно-технической деятельности. М.: Политиздат, 1968.
Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1963.
Головко Б. Н. Интертекст в массмедийном дискурсе. М.: Книжный дом «Либроком», 2012.
Захарова В. И. Коммуникативно-медиативная роль институтов гражданского общества в проведении антикоррупционной экспертизы // Коммуникология. 2016. Том 4. № 1. С. 52–61.
Калмыков А. А. Структура виртуального события // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М., 1995. С. 79–105.
Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997.
Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном обществе: методология анализа и практика исследований. Изд. 2-е, испр. М.: Едиториал УРСС, 2003.
Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003.
Шарков Ф. И. Подготовка специалистов по связям с общественностью // Образование и общество. 2001. № 2(8). URL: http://www.jeducation.ru/2_2001/sharkow.html (дата обращения: 26.10.2016).
Шарков Ф.И., Баранова В. И. Аудитория и мониторинг СМИ // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 106–110.
Шарков Ф. И. Истоки и парадигмы исследования социальной коммуникации // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 52–61.
Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory // Dance F. К.Х. (ed.), Human Communication Theory. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1967. P. 40–57.
Theodorson S.A., Theodorson A.G. A Modern Dictionary of Sociology. New York: Cassell, 1969.
Wolton D. Penser la communication. Paris, 1996.