Изменение медиасреды и современные практики чтения
Назаров М. М.
Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, Москва, Россия vy175867@yandex.ru
Ковалев П. А.
Кандидат социологических наук, ведущий эксперт Аналитического центра, Москва, Россия PKovalev@ vi.ru
Назаров М. М., Ковалев П. А. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 84-95
Феномен чтения претерпевает серьезные изменения в условиях трансформации медиасреды. На основе репрезентативных исследований городской аудитории показано, что чтение на электронных носителях газет, журналов, книг становится все более распространенным явлением среди российской аудитории. Зафиксировано, что ключевыми факторами, детерминирующими ориентации на такой формат чтения, являются социально-демографические характеристики; сложившиеся практики использования других медиа; техническая оснащенность индивидов новыми коммуникационными устройствами. Анализ социальных следствий цифрового чтения проводится в опоре на концепции медиазамещения и медиатизации. Предполагается, что цифровое чтение влияет на сложившиеся ранее практики восприятия текста и мышление в целом. С оценкой российских перспектив связаны межстрановые сравнения, позволяя показать различную скорость инноваций в области книжного потребления, значимость социокультурного контекста.
Бутенко И. Подростки: чтение и использование компьютера // Социологические исследования. 2001. № 12. C. 84–91.
В России читают все меньше книг // Независимая газета. 2013. 24 апреля.
Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016.
Дмитриев И. Шесть вопросов издателю. В качестве русского гусляра // Литературная газета. 2011. 6–12 апреля.
Дубин Б., Зоркая Н. Чтение и общество в России 2000-х годов // Социологические исследования. 2009. № 7. C. 61–77.
Зоркая Н. Чтение в контексте массовых коммуникаций // Мониторинг общественного мнения. 2003. № 2. С. 60–70.
Иванова Р. Ф. Первый опыт конкретных социологических исследований в советской печати // “Вестник Московского университета”. Серия 11. ”Журналистика”. 1967. № 2. С. 54–55.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2003.
Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Пресс, 2003.
Михайлова Н. Сужающееся пространство книг // Литературная газета. 2015. 17–23 декабря.
Назаров М. М. Телевидение и Интернет: типология российского медиапотребления // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 116–126.
Петровская Е. “Человек технический”: о взаимосвязях Интернета и литературы // Эксперт. 2012. № 2. С. 96–98.
Рубакин Н. Этюды о читающей публике. СПб., 1895.
Таловов В.П. О читательской психологии и теоретических основах ее изучения. Л., 1973.
Шумаков С. В будущее смотрю с некоторым оптимизмом // Литературная газета. 2015. 3–9 декабря.
Эриксен Т. Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: Издательство “Весь Мир”, 2003.
Dimmick J., Rothenbuhler E. W. Competitive displacement in the communication industry: New media in old environments // The new media / Edited by R. Rice. Beverly Hills: Sage, 1984.
Fiske J. Television and Postmodernism// Mass Media and Society/ Edited by J. Curran, M. Gurevitch. London: Edward Arnold, 1991.
Fortunati L., Vincent J. Sociological insights on the comparison of writing/readingon paper with writing/reading digitally // Telematics and Informatics. 2014. No. 31 (1): 39–51.
Gomez J. Print is Dead: Books in our Digital Age. New York: Macmillan, 2009.
Holmes D., Jones P. Key Concepts in Media and Communications. London: Sage, 2011.
Jeong H. A comparison of the influence of electronic books and paper books on reading comprehension, eye fatigue, and perception // The Electronic Library. 2012. No. 30 (3): 390–408.
Kang Y., Wang M. J., Lin R. Usability evaluation of e-books // Displays. 2009. No. 30 (2): 49–52.
Kayany J.M., Yelsma P. Displacement effects of online media in the socio-technical contexts of household // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2000. No. 44 (2): 215–229
Nielsen J. Designing Web Usability. Indianapolis: New Riders Publishing, 2000.
Park E., Sung J., Cho K., Reading experiences influen No. cing the acceptance of e-book devices // The Electronic Library. 2015. No. 33 (1): 120–135.
Postman N. Amusing Ourselfs to Death // “Media” Res: Readings in Mass Media and American Politics / Edited by J. P. Vermeer. New York: McGraw-Hill, 1995.
Pressman J. Digital Modernism: Making It New in New Media. Oxford: Oxford Scholarship Online, 2014.
Raeymaeckers K. Research Note: Young People and Patterns of Time Consumption in Relation to Print Media // European Journal of Communication. 2002. Vol. 17 (3): 369–385.
Staley D. Futures thinking for academic librarians: scenarios for the future of the book. Ohio: Ohio State University Publishers, 2012.
Velagić Z. The discourse on printed and electronic books: analogies, oppositions, and perspectives // An International Electronic Journal. 2014. 19 (2): 619. URL: http://www.informationr.net/ir/19–2/ paper619.html#.Vs3CgU6AMrI (дата обращения: 19.02.2015).
Wilson T. D. The e-book phenomenon: a disruptive technology // An International Electronic Journal. 2014. No. 19 (2): 612. URL: http://www.informationr.net/ir/19–2/paper612.html#.Vh_MickWbdk (дата обращения: 19.02.2015).