Торгово-развлекательные центры как пространство формирования качества жизни в России
Ильин В. И.
Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии культуры и коммуникаций Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербург, Россия ivi‑2002@yandex.ru
Чой В. И.
Кандидат социологических наук, НК профессор Института российских исследований университета иностранных языков Хангук, Сеул, Республика Корея wooikchoi@yahoo.co.kr
Ильин В. И., Чой В. И. Торгово-развлекательные центры как пространство формирования качества жизни в России // Социологические исследования. 2017. № 4. С. 82-90
Покупка товаров – почти универсальная характеристика общественной и личной жизни. Покупательское поведение представляет собой набор относительно устойчивых конфигураций практик микроуровня, отражающих существенные характеристики социальных контекстов разных масштабов. Его историческая эволюция идет от покупки отдельного товара к покупке эпизодов стиля жизни в форме шопинга в торгово-развлекательных центрах (моллах). В России этот процесс совпал с запоздалым переходом от общества дефицита к формированию общества потребления (1990-е – 2000-е гг.). Новый тип общества, атрибутом которого являются торгово-развлекательные центры (ТРЦ), носит очаговый характер и распространяется в рамках логики социально-территориальной иерархии: от столицы к региональным центрам, а от них в глубинку. В настоящее время этот процесс достиг областных столиц, просачиваясь в районные центры. В новых условиях характер и масштабы шопинга представляют собой один из важнейших показателей качества жизни (важно не только то, что люди покупают, но и как они это делают). В статье дается анализ этого процесса на основе вторичного анализа данных статистики и полевого исследования в нескольких региональных центрах Европейской части России.
Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
Гурова О. Ю. Шопинг, одежда и типология потребителей в Cанкт-Петербурге// Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 5. C. 129–140.
Ильин В. И. Советский консюмеризм как фактор социальной структурации общества дефицита // Социология вчера, сегодня, завтра. IV социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста. СПб.: Социологический институт РАН, 2011.
Ильин В. И. Дуальность структур индивидуального потребления в исторической динамике: от советского к постсоветскому обществу // Лабиринт. 2014. № 2. С. 9–18.
Ильина М.А., Ильин В. И. Российский базар: социальная организация и маркетинг. Сыктывкар: Издательство СыкитГУ, 2000.
Михайлова О.И., Гурова О. Ю. Потребитель в молле: между свободой выбора и пространственными ограничениями // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009.XII. № 1. С. 52–65.
Монин А. А. История развития торговли в России. 2010. URL: http://www.ru‑90.ru/node/794 (дата обращения: 10.01.2016).
Ритцер Дж. Макдоналдизация общества. Москва: Праксис, 2011.
Danziger P. N. Shopping: Why We Love It and How Retailers Can Create the Ultimate Customer Experience. Dearborn Trade, A Kaplan Professional Company, 2006.
Benjamin W. The Arcades Project. Cambridge, Mass and London, Belknap Harvard, 1999.
Benjamin W. Charles Baudelaire: A Lyric Poet in the Era of High Capitalism. New York and London, Verso Books, 1997.
Benjamin W. The Writer of Modern Life: Essays on Charles Baudelaire. Harvard University Press, 2006.
Ilyin V. The Soviet Ruling Stratum as an Agent of Social Transformation/ ed. Best, Heinrich, Ronald Gebauer, Axel Salheiser, Elites and Social Change. The Socialist and Post Socialist Experience. Hamburg: Krämer, 2009.
Kornai J. The Socialist System. The Political Economy of Communism. Princeton: Princeton University Press and Oxford: Oxford University Press, 1992.
Kornai J. Economics of Shortage. Amsterdam: North-Holland, 1980.
Seal B. Baudelaire. “Benjamin and the Birth of the Flâneur ”// Psychogeographical Review 14.11.2013. URL: http://psychogeographicreview.com/baudelaire-benjamin-and-the-birth-of-the-flaneur/ (дата обращения: 15.01.2016).
Uberti D. The Death of the American Mall // The Guardian. June 19. 2014.
Zhelnina A. From Barakholka to Shopping Mall: Transformation of Retail Spaces in St. Petersburg // Anthropology of East Europe Review. 2009. № 1 (27). Р. 51–64.
Zukin S. The Point of Purchase. How Shopping Changed American Culture. New York & London: Routledge, 2004.